вторник, 8 ноября 2016 г.

Почему авторынок падает, а цены на автомобили растут?

       Автомобильные рынки России, Казахстана и Беларуси продолжают свое падение. При этом сокращение спроса не останавливает рост цен на автомобили

       Цыплят по осени считают. Промозглым ноябрем можно смело начинать подводить итоги автомобильных продаж в «синеокой» и у собратьев по Союзу. Младшенькие, Армения и Кыргызстан, пока не в счет, а вот у основателей общего рынка дела на этом  самом рынке пока не задались.
       Свежая порция автомобильной статистики вновь опровергла ожидания оптимистов «достигнутого дна» и подтвердила расхожую истину: никогда не бывает так плохо, чтобы не было еще хуже.
       За десять месяцев этого года рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей Беларуси сократился на 34%, рынок Российской Федерации за три квартала упал на 14,4%, а авторынок Казахстана за январь-сентябрь рухнул на 74,2% к соответствующему периоду прошлого года.
       Рынок  евразийского братства падает в каждой стране по- своему.  Например, в России сокращение продаж фиксируется уже третий год подряд, а Беларусь продолжала расти до рекордных уровней даже в кризисном 2015-ом. Казахский авторынок тоже ушел в штопор гораздо позже российского. Но при этом рынки Беларуси и Казахстана в этом году демонстрируют существенно более глубокий спад, чем российский.
       Прогнозы экспертов авторынка утрачивают свою актуальность практически сразу после их публикации. Отчасти из-за отсутствия сколько-нибудь научно обоснованных  методик прогнозирования рынков, отчасти из-за ошибочности официальных макроэкономических прогнозов, а иногда и попросту из-за уверенности аналитиков автомобильного рынка, что этого не может быть, потому что этого не может быть.
       Дилерские прогнозы обычно страдают избыточным оптимизмом, потому как опираются на «хотелки» роста продаж автопроизводителей. А с автопроизводителем, в основном российским, не сильно то и забалуешь, иначе прогноз будет составлять уже твой конкурент.
       Автор этих строк всегда страдал пессимизмом в прогнозах и, как правило, ошибался – рынок показывал лучшие результаты. Ошибся и в этот раз: только рынок падает быстрее, чем предполагал прогноз (- 30% в 2016г.).
       Впрочем, бизнес сейчас интересует не столько финал этого года, сколько перспективы года наступающего. В атмосфере авторынка витают ожидания существенного замедления спада, а то и вовсе стабилизации рынка. По принципу «куда уж больше».
       А действительно, есть ли куда дальше падать авторынку? Ответу на этот вопрос думаю посвятить один из следующих материалов, а пока лишь напомню, что, например, рынок новых легковых автомобилей Украины за семь лет с 2008 по 2015 годы сократился в 13 раз!
       Приведу еще один показатель. Продажи новых «легковушек» в Беларуси за весь 2007 год составили 18 700 авто.  Почему нам может быть интересен именно 2007-й? Напомню, на конец того года средняя зарплата белорусов составила в эквиваленте  около  370 долларов США. Сейчас - 380.
       Конечно, можно спорить об изменившихся за это время предпочтениях белорусов, все чаще выбирающих новый бюджетный автомобиль взамен большого и старого. Да, это правда. Как и то, что из вышеуказанной суммы долларов нынче гражданам приходится отдавать гораздо больше на такие чувствительные для семейного бюджета статьи, как коммунальные платежи, транспорт, услуги.
       Спешу успокоить операторов авторынка. Продажи 2017-го не рухнут до уровня 2007-го. И одной из главных причин, почему это не случится, будет нахождение цен на новые автомобили на крайне низком уровне. Вероятно, 2017-й станет третьим годом продаж автомобилей в убыток для их автопроизводителей на рынке Евразийского союза.
       Речь идет о крупных игроках автомобильного рынка, в первую очередь, подписантах соглашений о промышленной сборке в Российской Федерации, а также национальных автопроизводителях. Искусственное поддержание «нужных» властям автопроизводителей на плаву, вливание бюджетных денег в пропасть производственных убытков, а также экономика производителей автомобилей с долей рынка на уровне статистической погрешности - не в счет.
       На тему, зачем продавать автомобили в убыток писано-переписано, поэтому позволю себе ограничиться лишь констатацией фактов. С начала текущего года на волне оптимизма рынок бодро стартовал резким ростом цен. За первый квартал цены у российских поставщиков выросли на 16% и еще на столько же цены внутреннего рынка подтолкнул вверх слабеющий к российскому рублю рубль белорусский.
       Однако, последующие два квартала показали, что панические инвестиции населения в приобретение автомобилей ушли в прошлое, а на фоне падения реальных доходов покупатели не готовы оплачивать потяжелевшие счета автодилеров. Рынок практически «встал по цене», а волны дилерских распродаж к концу нынешнего года могут перерасти в цунами.
       По данным Ассоциации европейского бизнеса рост цен в России с начала года и уже за три квартала составил 17%, то есть практически те же проценты, которые были зафиксированы еще весной.
       Напомню, что в нынешнем году доля импорта автомобилей из России в Беларусь превышает 93%. Очевидно, что цены в Беларуси определяются их уровнем у российских поставщиков и курсом национальной валюты к российскому рублю. О курсе пусть рассуждают другие, но что касается цен, то они, безусловно, будут расти. А рынок при этом продолжать падать.
       Похоже, даже оптимистам из правительства России стало понятно, что проблема убытков АвтоВАЗа не будет решена простой заменой Андерссона на Мора. Где там уже тот стрелочник Бу, а дырявые карманы АвтоВАЗа как были, так и остались. И штопать их дальше у российских властей желания за год поубавилось.
       Минпромторг России по привычке запросил без малого миллиард долларов на поддержку автопрома, вряд ли их в таком объеме получит, что приведет к более активному разгону динамики цен. Если убытки не покрывает бюджет, их должен оплатить покупатель. Терпение лопнуло. Дна не видно, отскоком и не пахнет, а жить который год оптимистическими прогнозами надоело. Прогноз не баланс, его акционерам на стол не положишь. Ну разве что, как Бу Андерссон, вместе с заявлением об увольнении.
       Итак, автопроизводители будут стремиться минимизировать свои убытки, повышая отпускные цены. Не спрашивайте на сколько – не знаю. Очевидно, чем крепче российский рубль, тем меньше потребность в повышении цен. Правда крепчающий рубль стимулирует ввоз импортных автомобилей, что сокращает долю рынка местных автопроизводителей.
       Психология современного российского авторынка очень близка к психологии мирового рынка нефти. За-ради доли рынка потерпим убытки, а потом отобьем свое. Однако, и тут, и там, похоже, наступает просветление. Думаю, во многом на поведение основных игроков рынка повлияет и появление обновленной программы развития автомобильной отрасли в России. Отдельные, весьма занятные, идеи из этой программы уже появляются в СМИ.
       Но вернемся на нашу бренную землю, убеленную первым снегом. Переполненные стоки белорусских дилеров, плохо посчитавших своих цыплят, будут толкать цены вниз. Какофония дилерской рекламы создаст иллюзорное впечатление, что праздник потребителей только начался. Ан нет, веселье бывает и на поминках.
       Выжившие к весне проведут оптимизацию складских запасов и цены 2017 года станут отрезвляющим душем для заядлых оптимистов. Как впрочем, к сожалению, и цифры падающих продаж.
       А может ли быть счастливый конец у нашей сказки про цены и продажи? Не исключаю, что сильные внешние шоки (нефть, ФРС, Китай и т.д.) могут привести к резкому ослаблению российского рубля и в моменте цены снова упадут. В моменте продажи вырастут, а в перспективе спад на авторынке только усилится.
       Автодилеры готовятся зимовать. Каждый в своем курятнике. Зима будет долгой. Три весны, как минимум…

четверг, 13 октября 2016 г.

В сентябре продажи «Джили» в России рухнули на 85%

       По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB) с начала года спад продаж «Джили» составляет 53%. В Беларуси марка за январь-сентябрь потеряла 40% продаж.


       Столь существенное снижение продаж китайской «Джили» (Geely) не может не вызывать опасений не только у самого автопроизводителя и его дистрибьютора в ЕАЭС, но и у властей нашей страны, сделавшей ставку на сотрудничество с Geely Automobile. Продажи на уровне статистической погрешности (0,2% российского рынка) свидетельствуют о системных проблемах в сбытовой политике китайского автопроизводителя на рынке Евразийского экономического союза.
       Собственно проблема возникла не сегодня: обвал продаж «Джили», исчисляемый десятками процентов год к году, начался в России еще в 2014 году. Впрочем, тот год на белорусском рынке оказался лучшим для китайской марки за всю историю ее продаж, начиная с 2006 года.
       Однако, уже с начала 2015 года наметился явный тренд на снижение продаж «Джили» и на рынке нашей страны. В прошлом году продажи упали на 49% год к году, за девять месяцев этого года – еще на 40% до 538 единиц.
       Вместе с российскими продажами (3794 ед. за январь-сентябрь) рынок марки в Союзном государстве едва превысил 4 тысячи автомобилей. При этом следует учитывать, что не все поставки «Джили» в дилерскую сеть в России осуществляются с борисовского завода СЗАО «БелДжи».
       На рынке России по-прежнему присутствуют автомобили, собранные на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкессии и даже остатки импортированных из Китая автомобилей.
       Как не считай, очевидно одно: о полной загрузке первой очереди завода под Борисовом мощностью 60 000 автомобилей в год не может быть и речи. Более того, предоставленная решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 72 ежегодная квота в 10 000 автомобилей «отверточной» сборки для поставки в Россию в полном объеме не реализована.
       Квота предоставлена до конца текущего года и вряд ли будет продлена. Слишком плохо обстоят дела у российских и казахских автопроизводителей, чтобы создавать льготные условия для потенциального конкурента.
       Это означает, что уже с 1 января 2017 года необходимо значительно расширить перечень технологических операций, осуществляемых у белорусского автопроизводителя, для беспошлинных поставок на рынок Евразийского экономического союза. Такие поставки вплоть до 30 июня 2018 года возможны при локализации (доле импортируемых комплектующих в отпускной цене автомобиля без НДС) не менее 30%.
       Для достижения 30%-й локализации автопроизводители идут по стандартному пути, создавая цеха сварки, сборки и окраски кузовов, что обеспечивает уже 18-20% стоимости автомобиля, а остальное «добирают» затратами на сборку, услугами, логистикой, локализацией отдельных мелких комплектующих (в нашем случае – шины, аккумуляторы и проч.).
       Ответственные за реализацию проекта чиновники уверяют, что строительство завода по промышленной сборке идет полным ходом и будет завершено до 1 января будущего года. Видимо еще 3-6 месяцев понадобится на отладку всех процессов и выход на проектную мощность.
       Однако куда продавать собранные автомобили пока не ясно. Очевидно, что российский рынок в 2017 году не готов к росту, а при сворачивании государственных программ его поддержки продолжит падение.
       Перспектива белорусского рынка еще более туманная. Скорее всего,  рынок новых легковых автомобилей в Беларуси в этом году сократиться на 30-35% и едва превысит отметку в 30 тысяч.
       Наиболее вероятным сценарием продаж на будущий год представляется замедление темпов падения рынка и его балансирование в коридоре 25-30 тысяч новых легковых автомобилей.
       Безусловно, политика пересаживания чиновников на «отечественные» легковые автомобили даст свой эффект. Если раздавали МАЗы колхозам, то почему бы не распределить легковушки по бюджетным и государственным структурам? Выгодно и патриотично.
       Вызывает лишь сомнение способность нынешней сервисно-сбытовой сети «Джили» продать на надлежащем уровне (а не раздать по разнарядке), а главное – обслужить несколько тысяч автомобилей в год. Ведь по сей день у отечественного автопроизводителя даже в столице всего одна государственная точка продаж и технического обслуживания. Слабая работа автопроизводителя на внутреннем рынке (а не в высоких кабинетах) даже при беспрецедентной для Беларуси государственной  поддержке так и не позволила марке «Джили» в ежегодном общем рейтинге продаж подняться выше девятого места.
       Однако, еще раз подчеркну, емкость белорусского авторынка слишком мала для столь масштабного проекта. Это необходимо признать и трезво посмотреть на цифры. Без организации контрактной сборки еще двух-трех марок отечественному производителю явно не обойтись.
       К сожалению, окно возможностей и здесь упущено. Если пару лет назад некоторые автопроизводители (в первую очередь, китайские) активно искали партнеров для организации сборки в Таможенном союзе, то трехлетний спад российского авторынка обнажил уже проблему обеспечения загрузки мощностей в самой России.
       Сегодня есть выбор. При этом потенциальный инвестор реально оценивает риски инвестиций в Беларуси, в том числе связанные с непредсказуемостью действий основного торгового партнера – России. Полагаю, что белорусам следует максимально смягчить условия для потенциальных партнеров. Требования прямых инвестиций в сборочное производство явно не ко времени. Пусть будет контрактная сборка, лишь бы не простаивал конвейер.
       Но не стоит забывать, что одним из акционеров СЗАО «БелДжи» является китайская корпорация Geely Аutomobile.  И дадут ли наши китайские партнеры согласие на сборку иных, конкурирующих с ними марок, покажет лишь время.


вторник, 13 сентября 2016 г.

Альянс «АвтоВАЗ-Renault-Nissan» контролирует 40% авторынка Беларуси

       В Российской Федерации доля монополиста  ниже – «всего»  33,2% объема продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в текущем году

       Вхождение Беларуси в Таможенный союз ожидаемо привело к существенной монополизации внутреннего авторынка крупными российскими автопроизводителями. В первую очередь, плодами общего рынка воспользовался АвтоВАЗ с партнерами по альянсу Renault-Nissan, которые по сути уже контролируют деятельность былой гордости советского автопрома.
       В сборочных цехах волжского гиганта сегодня собирают не только российские Lada, но и французские Renault и японские Nissan и Datsun. Впрочем, новинки Lada тоже с трудом можно назвать российскими, учитывая, что по данным издания «Авторевю» доля российских комплектующих в Lada  Vesta - 47%, а  в Lada X-Ray и того меньше – 22% .  
       Совокупная доля продаж Lada, Renault и Nissan до вступления Беларуси в Таможенный союз составляла в 2008 году – 12,14%, в 2009 году – 10,33 % рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в стране. Выгоды интеграции для российского автопрома более, чем очевидны.
       Безусловным лидером продаж последних лет в Беларуси является марка Renault с рыночной долей в четверть рынка. В России успех у французов куда более скромный – 7,9% и всего лишь четвертая позиция в рейтинге продаж.
       С другой стороны, Lada - безусловный лидер продаж в России, в Беларуси довольствуется лишь третьей позицией, пропустив вперед немецкий Volkswagen. Впрочем, немецкими автомобили VW, как и французскими Renault или японскими Nissan, являются условно. Все популярные иномарки производятся на российских автозаводах, а доля произведенных в России легковых автомобилей в продажах белорусских дилеров давно превысила отметку в 80%.
       На мой взгляд, ключ к успеху Renault на белорусском рынке во многом находится в руках, как ни странно, корейцев. Именно KIA-Hyundai оттеснили французов с пьедестала в российской табели о рангах. Суммарная доля по двум маркам южнокорейского автопроизводителя в России составляет 20%. Это даже больше, чем у Lada.
       Видимо, для автопроизводителей на российском авторынке игра стоит свеч. И потерянных от реализации по ценам ниже себестоимости средств. Что касается незначительного белорусского авторынка, то тратить здесь деньги бессмысленно. Отсюда и разная ценовая политика, и, как следствие, 11,8% рынка KIA- Hyundai на двоих. При этом бОльшую часть покупок корейских автомобилей белорусы по-прежнему совершают в России, чего не скажешь о Renault.
       Уровень монополизации белорусского авторынка сейчас как никогда высок. Впереди рынок ждет коррекция с более равномерным распределением продаж по брендам. Скорость этой коррекции зависит от темпов роста цен на российские иномарки. Автопроизводители не могут бесконечно нести убытки, а российское правительство санировать АвтоВАЗ.
       Рост цен оживит продажи импортируемых автомобилей и вернет на рынок тех, кто  его покинул за последние пару лет.  Выбор для потребителей станет больше, но за это придется заплатить.
       Сколько?  Да примерно столько, сколько мы платили за новые автомобили до осени 2014-го…
       А пока рынок новых легковых автомобилей по-прежнему падает камнем вниз. По данным Автомобильной ассоциации БАА спад продолжается десятый месяц подряд и составил в августе катастрофические -47% к августу 2015 года!
       Уже совершенно очевидно, что рынок-2016 финиширует с результатом 30-32 тыс. легковых автомобилей, что существенно хуже ожиданий автодилеров и результатов прошлых двух лет.

       Наверное, это плохо. Но что-то мне подсказывает, что завтра окажется, что это еще было хорошо…

понедельник, 15 августа 2016 г.

Остановит ли грядущее снижение таможенных пошлин на легковые автомобили сокращение рынка?

       С 1 сентября 2016г. возобновляется процесс снижения ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили в соответствии с обязательствами России перед ВТО
        Напомню предысторию вопроса. В процессе присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) Российская Федерация приняла на себя ряд обязательств по снижению таможенных пошлин на ввозимые товары.
       Непосредственно при присоединении к ВТО с 1 сентября 2012 года ставка адвалорной ввозной пошлины на новые легковые автомобили была снижена с 30% до 25% таможенной стоимости. На этом уровне она находилась в течение последующих четырех лет. За оставшиеся три года переходного периода адвалорная ставка будет снижаться на 2 или 3% ежегодно и с 1 сентября 2019 года составит 15% таможенной стоимости.
       В переходный период (до 1 сентября 2019г.) пошлина на автомобили комбинированная, так что ее уровень, уплачиваемый при ввозе конкретного легкового автомобиля, определяется как наибольшее значение альтернативных размеров пошлины, рассчитанной по адвалорной ставке (процент от таможенной стоимости) и по специфической ставке (как определенная сумма в евро от 1 куб.см. объема двигателя).
       Специфические ставки пошлин также снижаются с 1 сентября 2016г. в зависимости от объема двигателя. Например, на наиболее популярные легковые автомобили с бензиновым двигателем объемом от 1500 куб.см. до 1800 куб.см., специфическая ставка снижается с 1,25 евро до 0,83 евро за 1 куб.см. А, например, для дизельных автомобилей с объемом двигателя от 1500 куб.см. до 2500 куб.см., специфическая ставка будет снижена с 1,8 евро до 1,2евро за куб.см. В обоих примерах верхние числовые значения объема двигателя тарифицируются уже по более высоким ставкам.
       Соответствующее снижение ставок таможенных пошлин закреплено в решении Совета Евразийской экономической комиссии № 40 от 16 мая 2016г. и размещено на сайте Комиссии.
       Следует отметить, что снижение ставок таможенных пошлин касается только юридических лиц. Соглашения в рамках ВТО не распространяются на условия ввоза гражданами имущества, в том числе автомобилей, для личных целей.
       По-прежнему сохраняется существенная разница между ставками таможенных пошлин на автомобили у двух государств – членов Таможенного союза. При присоединении к ВТО Республика Казахстан согласилась на более существенное снижение таможенного тарифа по этой группе товаров. Беларусь же продолжает следовать в вопросе тарифной политики единым курсом с Россией.
       Вступление России в ВТО во многом обосновывалось перспективой снижения цен на потребительские товары длянаселения. Однако этого не произошло. 5%-е снижение таможенной пошлины в 2012 году было немедленно нейтрализовано утилизационным сбором по «просьбе экологов».
       Обратятся ли нынче «зеленые» за очередной поддержкой в виде изменения ставок утилизационного сбора, покажет лишь время. В этом году, думаю, нет, а ближайшем будущем – несомненно.
       Дело в том, что эффект от текущего снижения пошлин будет крайне незначительным.
       Во-первых, то, о чем так много говорили автомобильные дилеры, свершилось. Те из нас, кто захотел выжить, в основном потеряли независимость, то есть прямой контракт с изготовителем, и стали региональными (читай, провинциальными) дилерами российского импортера (дистрибьютора). По итогам января-июля 2016г. лишь 8% продаж дилеров БАА (891 ед.) пришлось на легковые автомобили, непосредственно ввозимые из-за пределов Таможенного союза напрямую в Беларусь. Поэтому, когда вы критикуете нас за некомфортный уровень цен, имейте ввиду, что эти цены уже давно определяются в Москве.
       Все бюджетные модели автомобилей ввозятся белорусскими автодилерами из России. А ведь именно на них мог проявиться эффект от грядущего снижения ставок пошлины. При ввозе легковых автомобилей даже среднего ценового сегмента «работает» адвалорная ставка. Судите сами, уже при таможенной стоимости на границе с Беларусью условного легкового автомобиля с 2-литровым бензиновым двигателем 15 000 евро, адвалорная пошлина с 1 сентября составит 3450 евро, снизившись всего на 300 евро. В тоже время специфическая пошлина хоть и снизится с 3600 евро до 2400 евро, то есть на 1200 евро, все равно окажется существенно ниже адвалорной и принята в расчет не будет. Вот такая вот загогулина…
       Не переживайте. Зато автомобильная промышленность будет загружена заказами. Ведь куда-то обещанные десятки тысяч «легковушек» распределять-то надо. А рынок… Да кто ж его всерьез-то в нерыночной экономике когда рассматривал?

      А рынок падает девятый месяц кряду. В июле текущего продажи новых авто упали на 18% к июлю года прошлого. И никакое ВТО нам здесь не подмога. О краткосрочном и долгосрочном прогнозах по рынку новых легковых автомобилей уже сказано ранее. И добавить пока нечего.

вторник, 26 июля 2016 г.

Восхождение на Орисабу: подробности экспедиции

«Звездная гора» позволила белорусским альпинистам-любителям взойти на вершину


       Пик Орисаба, или «звездная гора» на языке канувших в лету ацтеков, далеко не самая сложная вершина даже в любительском альпинизме. Высшая точка Мексики и третья вершина Североамериканского континента, Орисаба технически сравнима с российским Эльбрусом (категория 2А по классическому маршруту).  Да и высоты практически идентичны: 5636м у Орисабы и 5642м у Эльбруса.
       И тут, и там ежегодно на склонах навечно остаются альпинисты. Когда единицы, когда десятки. А всего-то – два «а»… Недооценить Гору, пренебречь ответственным подходом на всех этапах проведения экспедиции, это вам не на футбольном поле вполсилы сыграть. Там свист и маленький позор на фоне больших гонораров, а здесь вечное ледяное безмолвие за свой счет.
       Поэтому к Орисабе, своей семнадцатой вершине, альпинисты проекта «Семь вершин» готовились «по-взрослому». Тренировки по технике работы на снежно-ледовых склонах зимой, бесконечные марафоны летом – все это обеспечивает полдела.
       Вторая половина, едва ли не главная, погода. Мы шли не в сезон. Специализированный сайт погоды на вершинах мира упрямо гарантировал обильные снегопады. За неделю до вылета в день восхождения ожидалось выпадение более двух (!) метров снега за сутки. Не реально? На Карибах в это время реально, если приходит тайфун с очередным женским именем.
       С погодой повезло. В ночь на 15 июля было сухо и ветрено. Остатки снега со склонов сметал сильный ветер.
       В 2.40 ночи из штурмового лагеря на отметке 4500 метров к вершине вышло восемь альпинистов. Мы выбрали гребневой маршрут с юга. Отчасти, из-за его меньшей популярности, отчасти, из-за нежелания идти с востока, где совсем недавно из ледника стали вытаивать мумифицированные тела пропавших когда-то альпинистов.
       Суеверия? Пожалуй, нет. Но идя к вершине, ты должен быть не только физически готов, но и позитивно эмоционально мотивирован.
       В пять утра пришел грозовой фронт. К этому времени мы уже поднялись выше 5 тысяч, выше грозовых облаков.
       В шесть ледники Орисабы заалели в первых лучах восходящего солнца, а на землю упала гигантская тень вулкана-исполина.

       Снежно-ледовые склоны Орисабы из числа тех, где относительно легко идти и крайне непросто остановиться при срыве со склона. Уклон 30-35 градусов, но выкат в бесконечность.
       Ледник оказался на удивление комфортным. «Кошки» практически везде прочно удерживали на склоне. В двух-трех местах крутизна склона возрастала, а фирн становился больше похожим на лед. Кое-где двигаться приходилось «в лоб в три такта» на передних зубьях «кошек».

       В 8 часов 40 минут по местному первый участник экспедиции поднялся на вершину. С момента выхода из штурмового лагеря прошло ровно шесть часов. Ни на склонах Орисабы, ни на ее вершине мы не обнаружили следы других экспедиций последних дней.
       В течение последующего часа на вершину поднялись все восемь альпинистов: 4 мужчины и 4 женщины. Самому старшему покорителю Орисабы уже исполнилось 62, самому младшему – 19 лет.
       Спуск всегда опаснее подъема. Альпинист физически вымотан и эмоционально опустошен. Да и мотивация слабеет. И вроде бы вниз идти легче, но попробуйте спускаться с чердака спиной к лестнице. Физически легче, а технически сложнее, проще оступиться? Так и на леднике…
       Экспедиция на Орисабу завершена. Как и предыдущие шестнадцать в рамках нашего любительского проекта она оказалась успешной. И не только потому, что мы поднялись на вершину, а и потому что все благополучно спустились вниз. Это вам не бухучет– здесь числа всегда совпадать должны…

воскресенье, 3 июля 2016 г.

Горячий марафон

       В изнуряющий зной пятеро марафонцев-любителей добрались до 75-километровой отметки. В среднем каждый выпил восемь литров воды и потерял три килограмма массы.
       Намеченный на 2 июля марафон все же состоялся, несмотря на предупреждения синоптиков. Его участники заранее анонсировали, что пройдут не менее 72 километров в канун соответствующей годовщины Независимости страны.
       Маршрут был проложен с помощью вездесущего Google. Начало, окончание, промежуточные пункты и даже время старта подбирались с особым смыслом.
       В 4часа 30 минут утренних сумерек 28 марафонцев-любителей стартовали от мемориального комплекса «Хатынь». Большую часть участников составили альпинисты- любители проекта «Семь вершин», для которых марафон стал финальной тренировкой перед вылетом в экспедицию на пик Орисаба.

       Совершенно неожиданным оказалось участие двух россиян, решивших попробовать свои силы на столь длинной дистанции. К слову, одолеть им удалось чуть более половины, но, как говориться в таких случаях, важен не результат.
       Первая треть пути лидерами была пройдена за четыре часа. Для пешего хода неплохо, а от идеи бега на отдельных участках на фоне нависающей жары пришлось отказаться. Тем более, что у каждого за спиной рюкзачок с водой, которой должно хватать минимум на 25 км пути.
       После каждых двадцати пяти подвозил воду и отвозил сошедших с дистанции  УАЗ «Патриот», специально предоставленный официальным дилером марки.
       От памятника воину-победителю в д. Рудня начинался второй 25-километровый участок. Кто-то уже сошел с дистанции, а кто-то присоединился. Общий темп по-прежнему задавали лидеры. Столбик термометра рос, а скорость падала. Тем не менее, на участке от д.Рудня до д. Средняя она все еще была около 6 км\ч.
       У воинского кладбища возле Средней марафонцев встречала съемочная группа БТ-1. Здесь же возложили венок отдавшим свои жизни за независимость Беларуси у памятника партизанской бригаде Штурмовая.
       Места здесь действительно партизанские. Причем до сих пор. Каково было удивление организаторов марафона при разметке маршрута, когда из лесу, не таясь, показались местные «партизаны» с «пятилитровиками» самогона в руках! Каждый по-своему свободное время проводит…
       После 50-километровой отметки зной стал просто невыносим. Большинство участников предпочли ограничиться «полтинником», формально получив «зачет» от руководителя альпинистского проекта и неформально - удовольствие от прогулок на жаре.

       Третий участок, как назло, в основном пролегал по обочинам шоссейных дорог. Липнущий асфальт и марево раскаленного воздуха над шоссе – вот все, что я помню об этом участке. Скорость движения упала до 4,5 км\ч.

       Собственно сам «рубеж независимости», мы пересекли уже на подходе к д. Динаровичи. Гугл тоже ошибается. Можно было бы и закончить, но гулять, так гулять! Полем от Динаровичей пробираемся до военного дота времен Первой мировой и уходим к д. Горошки, что сразу за «Линией Сталина». GPS- навигаторы подтверждают: есть семьдесят пять! Чистого времени на прохождение всей дистанции понадобилось 13 часов 15 минут.
       Сказать, что мы очень устали – ничего не сказать. Понятное дело, что тренироваться надо. Но оказывается, что и «офисной планктон» кое-на-что способен. Да что там говорить, вы сами попробуйте…

       

пятница, 17 июня 2016 г.

«Патриотами» не рождаются

       Впервые сошедший с конвейера более десяти лет назад легендарный внедорожник UAZ Patriot вдруг стал грузовиком. Это открывает новые возможности по приобретению автомобиля в обход ограничений Указа №119


       В год 75-летия легендарного УАЗ конструктора Ульяновского автозавода предложили оригинальное решение, которое позволяет обойти многие действующие в национальном законодательстве ограничения при закупках и эксплуатации легковых автомобилей.
       Напомним, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 марта 2013г. № 119 введены ограничения по приобретению легковых автомобилей юридическими лицами, в том числе, если стоимость легкового автомобиля не превышает 25 000 евро.
       Пп. 1.1  Указа, в частности, налагается запрет на приобретение, в том числе по договорам лизинга, служебных «легковушек» юридическими лицами, имевшими в течение последних трех календарных месяцев до даты их приобретения просроченную задолженность по выплате заработной платы, по платежам за потребленные энергоресурсы, по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по кредитам, полученным под гарантию Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии, выданные местными исполнительными и распорядительными органами (за исключением юридических лиц, которым предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения просроченной задолженности либо установлены иные меры государственной поддержки по ее погашению).
       Чего греха таить, среди покупателей УАЗ таких немало. А те не многие, которым удается обойти запрет, наверняка столкнутся с ограничением по использованию легковых автомобилей, установленным постановлением Совмина от 22 августа № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей». Речь идет об ограничении пробега (не более 2000км в месяц) для легковых автомобилей органов государственного управления и иных государственных организаций.
Для легковых автомобилей невозможно использовать и выгоды ускоренной амортизации при приобретении транспортного средства в лизинг, чем эффективно пользуются лизингополучатели автомобилей грузовых.
Перечень ограничений на приобретение и дальнейшее использование легковых автомобилей на этом не заканчивается. Так что, грузовой «Патриот» - смелая и оригинальная идея ульяновцев, может сыграть существенную роль в выборе покупки корпоративным сектором.
Техническое решение конструкторами завода найдено в усилении конструкции задней подвески. Напомню, у «Патриота» используется зависимая на продольных рессорах с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости подвеска. Усиление подвески позволило увеличить технически допустимую максимальную массу транспортного средства за счет увеличения грузоподъемности багажного отсека.
Формально автомобиль стал соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» для грузовой категории N1. А вот будет ли «Патриот» ездить под завязку груженым или по-прежнему в салоне «грузовика» будет ездить начальство – это, как говорится, дело вкуса.

       Более подробно о технических фокусах по превращению легкового автомобиля в грузовой расскажут сами представители завода УАЗ на открытии первого в стране фирменного Дилерского центра  категории А, которое состоится 1 июля в новом здании по адресу г.Минск, ул. Ваупшасова, 55. В рамках этого мероприятия можно будет не только послушать специалистов, но и поездить на УАЗ «Патриот» в «грузовом» исполнении.
       Так и просится на язык старая русская поговорка: голь на выдумки хитра. А вот поможет ли новшество вернуть УАЗ былую славу на белорусском рынке, покажет лишь время.


пятница, 10 июня 2016 г.

72-километровый марафон в канун Дня Независимости проведут альпинисты-любители

     
       Марафон проводится 2 июля и является завершающим этапом подготовки экспедиции в Мексику
 

       Пеший марафон на 50 км входит в стандартную программу подготовки альпинистов любительского проекта «Семь вершин» к любой экспедиции. Дистанция не ахти какая, но для любительского альпинизма вполне сносная нагрузка.
       По моим субъективным ощущениям физические нагрузки при штурме вершины значительно превышают те, которые пешеход выдерживает, пройдя полста км. И если стандартный марафон  не по зубам, то в высотном альпинизме делать вам нечего.
       В этом году, в канун 72-летней годовщины со дня обретения Беларусью независимости, дистанцию пешего марафона решено удлинить.
       Кроме того, что маршрут символически увеличен до 72 км, он  будет пролегать от мемориального комплекса «Хатынь» до другого знакового для белорусов комплекса – «Линия Сталина». Часть пути проходит по лесам, где в годы войны находился штаб партизанской бригады «Штурмовая».
       Старт участников запланирован на 4.30 утра. И время знаковое, и солнце встает. Средняя скорость движения на первых двадцати пяти километрах обычно составляет около 6 км\ч, затем начинает снижаться. На маршруте не предусмотрены длительные остановки. Участники прерывают движение только по мере необходимости. У каждого эта мера своя.
       Техническую поддержку на маршруте оказывает дилер Ульяновского автозавода ЗАО «Внедорожник». УАЗовцы хотят не только потягаться с альпинистами, но и добавить еще «троечку». 75 километров в майке УАЗ – хороший подарок легендарной марке в честь 75-летия.
       Для участия в марафоне приглашаются все желающие. Участникам выдается маршрут движения, который, к тому же, промаркирован. По правилам проведения марафона он завершается при любом результате не позднее 22.00 по соображениям безопасности.

       Для участия в пешем марафоне уже зарегистрировались более двадцати участников от 19 до 62 лет.

пятница, 3 июня 2016 г.

Восстановление автомобильного рынка ранее 2020 года маловероятно

       Рынок легковых автомобилей в Беларуси продолжает стремительно падать. Рост цен и снижение продаж в обозримом будущем продолжатся.
       Возврат рынка новых легковых автомобилей к пиковым уровням 2014-2015гг. в ближайшие 3-4 года маловероятен. Напомню, по итогам прошлого года Беларусь вошла в топ-25 рынков новых легковых автомобилей Европы, обойдя соседнюю Украину.
       С ноября 2015 года рынок падает. Падает стремительно, в отдельные месяцы даже вдвое относительно соответствующего периода прошлого года. На фоне падения общего рынка отдельные сегменты демонстрируют разную динамику.
       Начнем с передовиков. Стойко держат свои позиции национальные официальные дилеры. Первое полугодие нынешнего года, возможно, будет пройдено без потерь. А вот во втором полугодии из-за роста цен на новые автомобили и существенного сокращения доли покупателей с наличными, вероятно, произойдет спад продаж. На мой взгляд, целевой показатель дилерских продаж будет недалек от 2 тыс. легковых автомобилей в месяц, а прогноз по дилерским продажам прежний – минус 10% к уровню 2015 года.
       В силу существенно возросшей монополизации авторынка производителями (дилерами) российских иномарок любой успех или неудача дилерского рынка – это следствие ценовой политики местной Big Five: ВАЗ, Renault, Nissan, VW, Toyota. Резкий скачок цен (16% в среднем по российскому рынку) в первом квартале года в российских рублях на поставляемые из РФ автомобили и такое же ослабление курса белорусского рубля к российскому привели к ощутимому подорожанию легковых автомобилей.
       Во втором квартале столь существенного роста цен уже не будет. Однако до конца года автопроизводители продолжат повышать цены в надежде сократить убытки от реализации автомобилей. Вряд ли это возможно в текущем году, и рост цен на автомобили продолжится весь следующий. Очевидно, что это будет негативно влиять на продажи.
       Сложно сказать, на какой отметке будет найден баланс рынка при безубыточных ценах. Уровень рентабельных для производителей цен нам еще хорошо памятен по докризисному периоду. При нынешнем состоянии реальных доходов населения, полагаю, что общий рынок в этом случае упадет ниже 25 тысяч в 2018 году.
       О факторах, которые позволяют местным автодилерам «держать продажи» я уже писал в предыдущих материалах. Повторю лишь, что изменение типа потребителей на рынке привело к резкому перетоку клиентов из автосалонов Российской Федерации в отечественные. Без полной оплаты братья-славяне машины не раздают, отечественные же дилеры нынче вовсю предлагают лизинг и рассрочки на часть стоимости автомобиля.
     Доля покупателей новых легковых автомобилей в России за полгода сократилась втрое.
      Соотношение продаж новых и «бэу» сохраняется традиционно в районе паритета. При этом ввоз «бэу» автомобилей, как и новых, практически полностью осуществляется из России. По данным Белстата в 1 квартале 2016 года импорт легковых автомобилей (новых и «бэу») снизился на 43,3%, а вот доля ввозимых из России «легковушек» подскочила до 97%!
       Следствием евразийской интеграции является полная переориентация внутреннего спроса страны на обслуживание товарных автомобильных рынков России. Мы видим изменения, порой существенные, в структуре и каналах ввоза автомобилей из России (через дилеров, неорганизованный ввоз, ввоз новых или «бэу»), но результат последних лет имеет ярко выраженную динамику. Кто бы и что бы не покупал в сегменте легковых автомобилей, все покупки делаются в России. Ну, почти все.
        И любые прогнозы относительно перспектив развития отечественного авторынка следует строить на основе первоначального анализа процессов на рынке соседней державы.
       Прогноз же по рынку новых легковых автомобилей в целом на текущий год (включая продажи дилеров и прямые покупки в России) пока сохраняю прежний: минус 30% к уровню 2015 года, то есть 32-33 тыс.

       Следующий пересмотр прогноза возможен осенью. Дилерам надо будет принимать решение о целесообразности проведения «Моторшоу-2017». Да и цыплят по осени считают…

суббота, 21 мая 2016 г.

Орисаба: по следам пропавших экспедиций

       Орисаба тает, обнажая останки погибших альпинистов. С чем и с кем столкнуться на склонах вулканического пика участники белорусской экспедиции?
       Всего двадцать лет назад со склонов вулкана Орисаба в Кордильерах  Мексики сползало 14 ледников. Сегодня их осталось пять. Изменение климата ускорило таяние ледяного покрова горы, обнажая ее страшные тайны.
       В этом сезоне пик таяния ледников на Орисабе еще впереди. Последние останки пропавших экспедиций были найдены год назад. Предположительно, альпинисты стали жертвой снежно-ледовой лавины.

       После просмотра «Эвереста» даже неискушенному читателю стало понятно, что большинство популярных высотных маршрутов представляют собой прогулку по братскому кладбищу погибших альпинистов. Почему люди гибнут в горах и часто остаются там лежать навсегда писано-переписано немало, поэтому не стану более пугать себя и других участников предстоящей экспедиции заупокойными рассказами. Хотя, конечно, кадры со склонов Орисабы впечатляют. Желающие пощекотать себе нервы найдут массу подобных фото в Интернете. К сожалению, это наш маршрут на вершину.
       Коварство Орисабы сродни коварству российского Эльбруса. Те же 2А по российской системе классификации и все «идется ногами». И если Эльбрус – это место паломничества альпинистов разного уровня подготовки, чаще низкого, чем достаточного, из стран СНГ, то Орисаба – излюбленная вершина для восходителей из Северной Америки.

       Орисаба на шесть метров ниже Эльбруса (5636м) и имеет такие же, относительно пологие (20-30 градусов) длинные склоны плотно утрамбованного снега и льда. Кажется, все просто, но на склонах этих вершин альпинистов гибнет не меньше, чем на приличном восьмитысячнике. Как это не странно звучит, но в массовом альпинизме простота убивает.
       Лавиноопасность склонов на Орисабе не велика. Но перенаселенность маршрута восхождения всегда создает угрозу массовых жертв. Да и склон в 30 градусов, с точки зрения лавинной опасности, неприятен. Со стены в 60-70 градусов, как правило, все быстро слетает, а со склона в 15-20 градусов снежная масса не сползет.
       Наиболее реальной угрозой Орисабы, да и Эльбруса, является срыв альпиниста со склона. Длинный и утрамбованный ветрами снежно-ледовый склон создает идеальные условия для интенсивного набора скорости по пути в бездну.
       Эльбрусовцы знают, сколько народу покоится в «трупосборнике» под «косой полкой». Да и национальная экспедиция прошлого года, приуроченная к 70-летию Великой Победы, под руководством председателя Белорусской федерации альпинизма Александра Годлевского едва не закончилась трагически из-за срыва малоопытной альпинистки со склона вершины Эльбруса.
       Экспедиция на Орисабу – 16-ая в рамках проекта «Семь вершин». В ее составе 14 человек, одиннадцать из которых заявились на вершину. Есть альпинисты опытные, есть новички. Да и повторение – мать учения. Поэтому в программе акклиматизации очередные занятия по технике преодоления снежно-ледовых склонов. Навыки «самозадержания» должны быть закреплены на уровне подсознания. Ведь у альпиниста, сорвавшегося со склона даже такой крутизны, как на Орисабе, есть всего лишь пару секунд для начала очень энергичного и правильного торможения летящего в бездну тела.
       Как и на Кавказе, погода на Орисабе меняется мгновенно. Горы – это не то место, где можно двигаться наобум куда-то вниз. Именно на совести непогоды на Эльбрусе наибольшее количество жертв. Полагаю, как и на Орисабе.
       Орисаба, в отличие от Эльбруса, вулкан действующий. Правда, последнее сильное извержение произошло в 1846 году. А уже спустя два года Орисаба, третья по абсолютной высоте вершина Северной Америки, была впервые покорена человеком.
       А вот по относительной высоте (от подножия до вершины)  Орисаба – седьмая вершина планеты!  Альпинисту здесь предстоит преодолеть  4922 м (больше, чем на Эвересте), двигаясь от подножия к вершине.
       Кратер Орисабы имеет эллиптическую форму: диаметр его главной оси составляет около 478 м, а глубина составляет 300 метров. Нам уже приходилось подниматься на край подобного кратера вулкана Котопакси в Эквадоре. Ощущения не для слабонервных.

       Чем встретит «звездная гора» белорусских альпинистов? Мы узнаем об этом менее, чем через пару месяцев. По уже утвержденному плану восхождения штурм вершины намечен на 15 июля.

       Финальная тренировка участников экспедиции состоится накануне отъезда. На 2 июля намечен 72-километровый пеший марафон на выносливость. Впрочем, об этом я расскажу чуть позднее.

понедельник, 16 мая 2016 г.

Автомобильный рынок: полгода плохая погода

       

       Рынок новых легковых автомобилей в Беларуси падает шесть месяцев кряду. В апреле падение замедлилось до минус 30% к апрелю 2015 года.
       Темпы падения рынка новых легковых автомобилей замедляются. Это уже не 50-60% обвал зимних месяцев, но темп спада продаж явно неожиданный для специалистов. Уже очевидно, что рынок сжимается до уровня 2013 года.
       Сокращение рынка происходит за счет существенного падения «неорганизованного ввоза» автомобилей из России. В апреле он снизился до 17% общего рынка, что почти в три раза меньше, чем по итогам 2015 года.
       Конечно, в сокращении ввоза автомобилей из России свою роль сыграли и регулятивные меры со стороны государства, и укрепление российской валюты. Но главное, покупатели с деньгами на рынке стремительно заканчиваются. Все, кто хотел купить новый автомобиль и имел для этого необходимую сумму средств уже либо совершили покупку, либо передумали и отложили ее до лучших времен.
       Сегодня типичный клиент дилерских автосалонов – это покупатель, которому необходимо дополнительное частичное финансирование в форме рассрочки от дилера, банковского кредита, финансового лизинга. Этой категории потенциальных покупателей дорога в российские автосалоны заказана, там ждут покупателей с «наличкой», а не со справкой о доходах.
       Готовность белорусских автодилеров и их финансовых партнеров дать клиенту не только товар, но и деньги на его приобретение и обеспечила относительный успех дилерских продаж. На фоне катастрофического падения общего рынка, автодилеры символически увеличили продажи новых «легковушек» на 6% к апрелю прошлого года.
       Укрепившийся российский рубль сделал более равномерной картину дилерских продаж. Отрыв между лидерами и аутсайдерами рынка слегка сократился. Отчасти это связано с существенным ростом цен на российские иномарки в долларах США.
       Среднее по брендам подорожание легковых автомобилей в России в первом квартале 2016г.  составило 16%. Укрепление белорусского рубля к российскому за квартал добавило еще столько же. Очевидно одно, ценовое дно на рынке новых легковых автомобилей уже пройдено и возврата к «сладким ценам» 2014-2015гг. не будет, если не произойдет очередной обвал на валютном рынке.
       Рост цен на рынке в этом году продолжится, может быть не столь высокими темпами, но по году составит не менее 25-30% в российских рублях. Ну а в белорусских, как в популярной песне, «думайте сами, гадайте сами…»

       На авторынке установилась «плохая погода». Рост цен на фоне высоких процентных ставок и падающих реальных доходов населения будет и дальше охлаждать рынок. Хотелось бы просчитать - до каких уровней, и иметь прогноз хотя бы на следующие шесть месяцев ближайшего лета и осени. Вместо этого в голове крутиться другая популярная песенка: «полгода  плохая погода, полгода  совсем никуда…» Но ведь в нашей стране прогнозы чаще не сбываются? 

воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Она вернется

       Госстандарт принял решение о возобновлении сертификации услуг автосервиса не позднее 1 января 2017 года. «Дядя Вася» спит спокойно: нововведение не коснется ИП в гаражах.

       В конце прошлой недели соответствующий проект Технического регламента Республики Беларусь «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Технические требования» был размещен на сайте ведомства.
       Напомню предысторию вопроса.
       Перечень подлежащих сертификации продукции, услуг, персонала и иных объектов в свое время был установлен постановлением Госстандарта от 16.12.2008г. № 60. Именно этим документом была предусмотрена и сертификация деятельности СТО в стране.
       Однако в соответствии со статьей 36 Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» положения данного Закона в отношении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, действовали до
1 января 2016 года. Соответственно услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств подлежали сертификации только до 31.12.2015г. включительно.
       С 1 января 2016 года обязательному подтверждению соответствия подлежат только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов Республики Беларусь. А так как технического регламента на заданную тему пока нет, то и для осуществления деятельности по обслуживанию и ремонту транспортных средств на данный момент нет необходимости получать сертификат соответствия.
       20 августа 2015 года состоялось совместное заседание Республиканского общественного совета при Министерстве торговли и межведомственной рабочей группы по наведению порядка в сферах автосервиса и торговли запасными частями к автомобилям. Участники совещания приняли решение  о нецелесообразности разработки и введения на территории Республики Беларусь технического регламента Республики Беларусь «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств».
       При этом Госстандарту было рекомендовано до 1 января 2016г. разработать технический нормативный акт, определяющий технические требования к предприятиям автосервиса, а также активно агитировать бизнес осуществлять добровольную сертификацию.
       Вопрос «а кому это нужно?»  так и повис в минторговской зале без ответа.
       После данного совещания и прозвучало заявление заместителя Министра торговли Ирины Наркевич об упразднении обязательной сертификации автосервиса с 1 января 2016г., вызвавшее большой общественный резонанс.
       По замыслу Минторга регулирование в сфере автосервиса должно осуществляться на основе общих правил бытового обслуживания потребителей, разработкой и реализаций которых собственно само ведомство и занимается.
       Однако Госстандарт, ряд объединений нанимателей неоднократно обращали внимание на то, что «Правила бытового обслуживания потребителей» слишком универсальны, содержат требования к документообороту и правилам совершения сделок, но не обеспечивают главное в госрегулировании автосервиса: контроль за компетентностью предприятия автосервиса, которое влияет на безопасность эксплуатации транспортных средств.
       Похоже, что у СТО теперь будет два регулятора. В части бейджиков, документов и оформления помещения стола заказов проверять будут специалисты торговли, а техдокументацию, компетентность персонала и исправность оборудования контролировать будут, как и ранее, органы по сертификации.
       Дабы не наступить на больной мозоль Минторгу, разработчики проекта техрегламента предлагают вывести из сферы регулирования гаражные автосервисы. То есть всем надо, а если мастерская на территории ГСК, то сертификация услуг уже не требуется. Сомневаюсь, что у Госстандарта найдутся весомые аргументы в защиту такого дискриминационного подхода. Складывается ощущение, что «дядя Вася» в стране востребован не только народом, но и номенклатурой.
       При этом индульгенция касается лишь индивидуальных предпринимателей. Видимо, «синдром 222» (Указ Президента № 222) настолько глубоко овладел чиновниками, что предпринимателей предпочитают не трогать, как бы чего не вышло.
       В проекте техрегламента упраздняется разделение предприятий автосервиса на категории А,В и С.
       Перечень подлежащих сертификации видов и подвидов услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей слегка сокращен. По новому регламенту не потребуется сертифицировать уборочно-моечные работы, работы по проверке уровня и плотности электролита АКБ, диагностике стартеров и генераторов, антикоррозионной обработке, подготовке к окраске и саму окраску и т.д.
       В настоящий момент проект техрегламента разослан для отзывов и согласования в органы по сертификации, объединениям нанимателей, другим заинтересованным. Судьба документу уготована не простая. Технические регламенты утверждаются правительством после согласования на ведомственном уровне. А вот тут до сих пор нет единой позиции, каким образом сделать автосервис в стране цивилизованным.



пятница, 12 февраля 2016 г.

Непогода, деньги или комары? Альпинистская экспедиция в Эквадор отменена

       Ранее анонсированная экспедиция белорусских альпинистов на высшую точку Эквадора отменена. Такое решение принято на общем собрании участников с учетом опубликованных данных о распространении вируса Зико.

       Экспедиция «Чимборасо-2016» переносится на неопределенный срок. Восхождение на высшую точку Эквадора и самый высокий пик на планете, если отсчет вести не от уровня моря, а от центра планеты, отменено на основе анализа данных о распространении вируса Зико.
       Восхождение на Чимборасо (вершина Whimper, 6310m) планировалось на июль. Не лучший месяц с точки зрения погодных условий, однако именно на этот период удалось приобрести относительно дешевые авиабилеты.
       Анды крайне редко посещаемы белорусскими альпинистами из-за своей территориальной удаленности. Распродажа «Аэрофлота» до Гаваны позволила максимально близко подойти к давней мечте восхождения на Чимборасо.
       Эта вершина стояла еще в плане эквадорской экспедиции 2005 года. Тогда участникам проекта «Семь вершин» удалось совершить восхождения на три вершины Эквадора подряд, включая действующий вулкан Котопакси (5897м).
       На Чимборасо тогда осталось два дня и не осталось сил. Но сохранилось желание все же взойти на эквадорский исполин. Экспедиция снова откладывается в «долгий ящик». Но лучше экспедиция, чем ее участники.
       Комары в высотном альпинизме нами не замечены, а вот на акклиматизационных подходах или во время поездок по Эквадору их было хоть отбавляй.
       По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (федеральное агентство Министерства здравоохранения США)  в настоящий момент активное распространение вируса Зико зафиксировано в следующих странах:
      Америка:
Барбадос, Боливия, Бразилия, Колумбия, Пуэрто-Рико, Коста-Рико, Кюрасао, Доминиканская Республика, Эквадор, Эль Сальвадор, Французская Гвиана, Гваделупа, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мартиника, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Сент-Мартин, Суринам, Виргинские острова (США), Венесуэла;
       Океания:
Американское Самоа, Самоа, Тонга;
       Африка:
Кабо-Верде.
       Вряд ли авиакомпания еще раз сделает такой подарок с тарифами, поэтому билеты до Кубы пока не сдаем. А с «острова свободы» направимся к ближайшей вершине высотой от 5500-6000 метров, представляющей спортивный интерес.
       Решение будет приниматься чуть позже с учетом новых данных о распространении инфекции и ее опасности. А с другой стороны, ведь никто и не планирует отменять Олимпиаду-2016 в Бразилии? То ли комаров планируют перестрелять, то ли цена вопроса высока?
       Не исключено, что международные деньги, выделявшиеся на борьбу со свиным и птичьим, атипичной пневмонией и Эболой уже потрачены, а бороться-то с чем-то надо?!
       Вот, к примеру, вспышки лихорадки Эбола фиксировались в странах Восточной и Центральной Африки с 1976 года много-много раз. Но ни разу мы не слышали от местного населения ни жалоб, ни рассказов об Эболе при проведении трех экспедиций в этом регионе с 2003г. по 2010г. На комаров - да, жалобы были…и то, все больше по части малярии…
       И не то, чтобы мы сильно испугались амазонских комаров, но если что-то зудит у тебя в голове при проведении экспедиции за твои же деньги, то ни толку, ни удовольствия…



вторник, 9 февраля 2016 г.

Парадоксы автомобильного рынка: чем больше, тем хуже?

       Продажи новых легковых автомобилей в Беларуси второй год подряд на рекордных уровнях. И второй год подряд автодилеры отменяют «Моторшоу». Что на самом деле происходит на автомобильном рынке страны?

       Для начала определимся с терминологией. В последнее время принято считать, что у автодилеров все растет. Только мало кто понимает - что?
       Начну издалека. Рынок легковых автомобилей Беларуси (ввозимых и производимых, новых и старых) падает. И по итогам 2015 года падение составит не менее 30% к уровню 2014 года.
       Это означает, что в страну впервые за многие годы было ввезено менее 100,0 тыс. легковых автомобилей, а вывезено из страны в оплату автомобильного импорта менее 1,0 млрд. долларов США.
       При этом продолжается увеличение доли новых автомобилей, что позволило нашей стране в кои-то веки подняться в топ-25 Европы. При этом доля ввоза «бэу» по-прежнему явно не европейская и составляет около половины общего рынка.
       Результат «фифти-фифти» вполне мог бы порадовать официалов и добавить сладенького худому бюджету. Если бы их мухи не прилетели на наши котлеты.
       К сожалению, доля прямых продаж российских автодилеров белорусским покупателям в прошлом году продолжала расти и в целом по году составила около 45 %. Напомню, год назад дилеры надеялись на треть. Не свою, их треть.
       В итоге дилеры БАА остались практически при своих: дилерские продажи легковых автомобилей выросли всего лишь на 5%. И на том спасибо. Если бы не некоторые «но».
       Статистика Белстата утверждает, что почти 90% импорта легковых автомобилей в прошлом году осуществлялось из одной страны. Напомню, что годом ранее доля этой страны составляла 66%. А в 2013 году из России ввозилось всего-то 16 %.  Так что, не ГАЗОМ единым (размер шрифта – по усмотрению читателя)…
       Белорусским автодилерам ничего другого не оставалось, как быть в тренде. Или умереть. Немногие предпочли второе. Как следствие, выжившие прекратили прямые контракты с изготовителями из-за пределов Таможенного союза и на сегодняшний день по сути своей обрели статус обычного регионального пророссийского дилера.
       Это позволило иметь конкурентные цены и существенно сократило дилерскую маржу. А также изменило расклад сил среди самих автодилеров. Более подробно об этом расскажет БАА на пресс-конференции в феврале. Скажу лишь, используя модное словечко, что такой волатильности дилерских продаж в разрезе отдельных марок не было никогда. А уровень монополизации авторынка явно зашкаливает: топ-10 дилеров обеспечили 92 % дилерских продаж, а доля ввозимых из России автомобилей в продажах дилеров Беларуси превысила 85%.
       Справедливости ради, даже у тех, кто в «топе», как в известной юмореске, не вчерашние «раки по «пять», а нынешние – по «три». Кто не в «топе», тем явно не до шоу и не до жиру. Хоть  сам раком становись. В итоге, посовещавшись, те и другие решили второй год подряд «Моторшоу» не проводить.
       Существенное, почти в два раза, за год с хвостиком, падение выраженных в «уе»  цен на новые автомобили привело к доминированию на рынке сделок в бюджетном сегменте. В топ-5 самых популярных среди белорусов моделей новых автомобилей все иномарки из сегмента «до десятки». И эти пять моделей (Duster, Logan, Sandero, Polo, Accent\Solaris)  обеспечили 35% всего рынка новых легковых автомобилей!
       Маржинальность продаж дешевых автомобилей соответствующая, а основной контингент покупателей – вчерашние владельцы «бэу» с характерной обреченностью к гаражному сервису. Лакомства ни в продажах, ни в обслуживании дилерам в этом сегменте не остается.
       И не могу не отметить еще одну характерную особенность рынка: растущий спрос на кроссоверы. Вчерашние владельцы седанов и хетчбеков стремятся пересесть на что-то подобное, но с приличным клиренсом, внедорожными свесами, характерной внешностью (и, как правило, не более того). При этом в лидерах по темпам роста сегмент SUV-B (B-cross, SUV-mini).
       Все бы ничего. Если бы рынок новых автомобилей с пугающей скоростью третий месяц подряд не катился вниз. Можно смело утверждать, что сокращение авторынка в этом году будет измеряться двузначной цифрой, а топ-25 так и останется лучшим результатам за многие и на многие годы.

       Так что, show must go on! Только не в этом году. А смогут ли автодилеры провести «Моторшоу» в 2017-ом станет ясно уже во втором полугодии.