Госстандарт принял
решение о возобновлении сертификации услуг автосервиса не позднее 1 января 2017
года. «Дядя Вася» спит спокойно: нововведение не коснется ИП в гаражах.
В конце прошлой недели соответствующий
проект Технического регламента Республики Беларусь «Обслуживание транспортных
средств организациями автосервиса. Технические требования» был размещен на
сайте ведомства.
Напомню предысторию вопроса.
Перечень подлежащих сертификации
продукции, услуг, персонала и иных объектов в свое время был установлен
постановлением Госстандарта от 16.12.2008г. № 60. Именно этим документом была
предусмотрена и сертификация деятельности СТО в стране.
Однако в соответствии со статьей 36
Закона Республики Беларусь «Об оценке
соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области
технического нормирования и стандартизации» положения данного Закона в
отношении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия,
подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь,
действовали до
1 января 2016 года. Соответственно услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств подлежали сертификации только до 31.12.2015г. включительно.
1 января 2016 года. Соответственно услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств подлежали сертификации только до 31.12.2015г. включительно.
С 1 января 2016 года обязательному
подтверждению соответствия подлежат только объекты оценки соответствия, в
отношении которых установлены требования технических регламентов Республики
Беларусь. А так как технического регламента на заданную тему пока нет, то и для
осуществления деятельности по обслуживанию и ремонту транспортных средств на
данный момент нет необходимости получать сертификат соответствия.
20 августа 2015 года состоялось совместное заседание
Республиканского общественного совета при Министерстве торговли и
межведомственной рабочей группы по наведению порядка в сферах автосервиса и
торговли запасными частями к автомобилям. Участники совещания приняли решение о
нецелесообразности разработки и введения на территории Республики Беларусь технического
регламента Республики Беларусь «Техническое обслуживание и ремонт транспортных
средств».
При этом Госстандарту было рекомендовано
до 1 января 2016г. разработать технический нормативный акт, определяющий
технические требования к предприятиям автосервиса, а также активно агитировать
бизнес осуществлять добровольную сертификацию.
Вопрос «а кому это нужно?» так и повис в минторговской зале без ответа.
После данного совещания и прозвучало
заявление заместителя Министра торговли Ирины Наркевич об упразднении обязательной
сертификации автосервиса с 1 января 2016г., вызвавшее большой общественный
резонанс.
По замыслу Минторга регулирование в
сфере автосервиса должно осуществляться на основе общих правил бытового
обслуживания потребителей, разработкой и реализаций которых собственно само
ведомство и занимается.
Однако Госстандарт, ряд объединений
нанимателей неоднократно обращали внимание на то, что «Правила бытового
обслуживания потребителей» слишком универсальны, содержат требования к
документообороту и правилам совершения сделок, но не обеспечивают главное в госрегулировании
автосервиса: контроль за компетентностью предприятия автосервиса, которое
влияет на безопасность эксплуатации транспортных средств.
Похоже, что у СТО теперь будет два
регулятора. В части бейджиков, документов и оформления помещения стола заказов
проверять будут специалисты торговли, а техдокументацию, компетентность
персонала и исправность оборудования контролировать будут, как и ранее, органы
по сертификации.
Дабы не наступить на больной мозоль
Минторгу, разработчики проекта техрегламента предлагают вывести из сферы
регулирования гаражные автосервисы. То есть всем надо, а если мастерская на
территории ГСК, то сертификация услуг уже не требуется. Сомневаюсь, что у
Госстандарта найдутся весомые аргументы в защиту такого дискриминационного
подхода. Складывается ощущение, что «дядя Вася» в стране востребован не только
народом, но и номенклатурой.
При этом индульгенция касается лишь
индивидуальных предпринимателей. Видимо, «синдром 222» (Указ Президента № 222)
настолько глубоко овладел чиновниками, что предпринимателей предпочитают не
трогать, как бы чего не вышло.
В проекте техрегламента упраздняется
разделение предприятий автосервиса на категории А,В и С.
Перечень подлежащих сертификации видов и
подвидов услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей слегка сокращен.
По новому регламенту не потребуется сертифицировать уборочно-моечные работы,
работы по проверке уровня и плотности электролита АКБ, диагностике стартеров и
генераторов, антикоррозионной обработке, подготовке к окраске и саму окраску и
т.д.
В настоящий момент проект техрегламента
разослан для отзывов и согласования в органы по сертификации, объединениям
нанимателей, другим заинтересованным. Судьба документу уготована не простая.
Технические регламенты утверждаются правительством после согласования на
ведомственном уровне. А вот тут до сих пор нет единой позиции, каким образом
сделать автосервис в стране цивилизованным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий