Размещенная на TUT.BY информация
об итогах продаж автомобилей в 2016 году является полуправдой
Статья
под названием «Бюджетные авто продаются на ура, остальные со скрипом. Что было
и будет с рынком новых машин» от 12 января 2017 года вызвала недоумение у
руководства Автомобильной ассоциации БАА.
Во-первых,
БАА не предоставляла TUT.BY информацию
об итоговых продажах своих членов. Сложившаяся практика и этика деловых
отношений предполагает определенный порядок публикации информации, раскрывающей
сведения о реализации тем или иным дилером автомобилей, по сути, о его
финансовом состоянии. Решение о публикации данных принимается общим собранием,
которое состоится только в понедельник 16 января, а сами данные с
сопутствующими разъяснениями принято предоставлять прессе в ходе ежегодной
пресс-конференции.
Эти самые
разъяснения не есть «плач Ярославны» по версии автора статьи, а попытка
изложить достоверную информацию о рынке в целом. Ведь на основании этой
информации не только обыватель делает выводы об успешности отдельных
бизнесменов в нашей стране, но и формируется государственный взгляд на существующую
систему регулирования в отрасли.
Действительно,
совокупные продажи дилеров-членов БАА
выросли в 2016 году на 2,4% до 26 808 единиц. На основании этого автор
вышеуказанной статьи делает вывод: «Несмотря
на то что доходы населения падают, это не повлияло
на уровень продаж новых авто — они даже выросли.»
Попробую еще раз разъяснить азбуку
автомобильного рынка. Совокупные продажи новых автомобилей на внутреннем рынке
складываются из продаж национальных автопроизводителей, импортеров автомобилей
в Республику Беларусь, часть из которых входит в состав БАА, и «неорганизованного»
ввоза новых автомобилей гражданами и организациями с территории других стран.
Так вот, общие продажи на всех этих
сегментах рынка, то есть покупки нашими потребителями новых легковых
автомобилей вполне укладываются в логику падающих доходов населения и негативной
динами ВВП – рынок рухнул на треть (!), едва преодолев планку в 30 тысяч новых «легковушек».
Для сравнения, годом ранее общий рынок составил более 46 тысяч легковых
автомобилей.
Особенностью ушедшего года является
существенное сокращение «неорганизованного
ввоза» из России,
что и позволило отдельным автодилерам укрепить свои позиции на рынке.
Сравнивая итоги дилерских продаж разных
лет, выясняя истинную долю дилеров, в том числе членов БАА, на рынке новых
легковых автомобилей следует учитывать, что опубликованные данные БАА включают
в себя продажи не только легковых, но и легких коммерческих автомобилей,
средних грузовиков и спецтехники.
При этом количество марок автомобилей,
представленных в БАА, за сравниваемые автором три года выросло. Не стану в
рамках этого материала публиковать точные и сопоставимые данные продаж
автодилеров БАА – все желающие смогут получить полную информацию на
пресс-конференции ассоциации.
Безусловно, не логичным и ошибочным
является вывод автора материала о причинах роста продаж автодилеров: «Сохранить продажи дилерам помог вялотекущий рост
цен в долларовом эквиваленте.»
Рост цен в долларах на фоне падения
реальных доходов населения, в том числе в долларах, уж никак не может приводить
к росту или даже сохранению спроса.
Не могу не согласиться с утверждением
автора о том, что степень монополизации белорусского
авторынка пророссийским автомобильным альянсом АвтоВАЗ-Renault-Nissan зашкаливает.
Не стану уточнять данные материала, утверждающего что импорт автомобилей
альянса составляет добрую половину продаж БАА, где-то это так. Но на мой
взгляд, корректнее проводить сравнение позиций отдельных марок на рынке с
учетом их приобретения по всем каналам продаж, включая ввоз гражданами из
салонов Российской Федерации.
При таком подходе популярность,
например, KIA Rio возрастает
с 566 единиц до 997 автомобилей (в 1,76 раза!), а сама модель из середняков
рейтинга поднимается в группу лидеров. Мелочь, но для KIA приятная.
Что же касается ожиданий и прогнозов на
2017 год, то я бы перестал пугать обывателя ростом цен из-за введения системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
в России. Поверьте, существуют гораздо
более значимые факторы, которые скажутся на изменении цен на автомобили в
2017 году, чем упомянутая система. Но об этом в следующем материале.
Комментариев нет:
Отправить комментарий