Цунами китайского автопрома движется к берегу союзного
авторынка
«Не бойся
медлить, бойся остановиться». Это не я. Это Лао Цзы.
Прогуливаясь по
многочисленным выставочным стендам Пекинского автосалона, я поймал себя на
мысли, что лет десять назад приезжал сюда, чтобы посмотреть автомобили маститых
марок и поиронизировать над китайскими.
Увы, никакого
дежявю десять лет спустя. Все на равных. Более, чем на равных. Замени шильдики
и еще посмотрим, кто кого.
Китайцы не
ставят своей целью конкуренцию с брендами Союзного государства. Да и никогда и
не ставили. Не то что УАЗ «Патриот», но и новинки АвтоВАЗа сложно себе
представить в одном ряду с «новыми китайцами».
Чего не скажешь
о китайских автопроизводителях. Единственное, что их периодически останавливает
от участия в Московском автосалоне, так это отсутствие достойных конкурентов.
Корейских, японских, европейских…
Волна
китайского цунами медленно, но верно набирает силу. Она еще там, у чужого
берега, но рано или поздно она достигнет и нашего. От цунами можно бежать, но
нельзя остановить. Можно построить защитные дамбы из пошлин и утилизационных
сборов, «глонассов» и техрегламентов, но это только вопрос времени.
Китайцы
научились делать «взрослые автомобили». У них пока неважно с послепродажной
поддержкой и это влияет на ценность бренда у потребителей на местных рынках. У
китайцев мало сборочных проектов в Евразийском союзе и многие их модели дороги
из-за платежей пошлин, сборов, акцизов и т.п. в бюджеты наших стран.
Они не
торопятся, но и не останавливаются. Их не устраивает емкость нашего рынка,
поэтому мы не в первоочередных планах. Но ведь медленно, но верно процесс идет:
Geely под
Борисовом, Haval под Тулой, Chery Lifan в Карачаево-Черкессии, Changan в Липецке, Zotye в Опчаке, FAW Foton в Калиниграде.
Да, локализация
производства пока не велика. Но опорных точек для наступления на авторынок ЕАЭС
– более чем.
Первая волна
«китайского цунами» прокатилась по рынку Союзного государства в середине
нулевых. Мы изрядно подзабыли, но спешу напомнить, что, например, в 2007г.
продажи «китайцев» в России выросли на 574,7% за год!, а доля рынка составлила
2,2%.
В последний
предкризисный на белорусском рынке китайские автопроизводители удерживали уже
более 3% рынка новых легковых автомобилей.
Череда
последующих потрясений в экономиках Союзного государства привела к резкому
спаду продаж.
В 2010г.
продажи китасйских марок упали до уровня 1,8% рынка в России и 0,6% в Беларуси.
Но исход был недолог.
Уже в 2013г. –
3,9% рынка России и 2,8% рынка Беларуси. Опять кризис, опять спад и…они снова
возвращаются.
В январе-апреле
2018г. доля рынка китайских автомобильных марок в России все еще не набрала
разбег, чуть более 2%. А вот в Беларуси – полный аншлаг: 5,6% рынка новых
легковых автомобилей. Из них 3% досталось «отечественной» марке Geely. Совмсетные усилия китайского
автопроизводителя и белорусского правительства дают о себе знать.
Цыплят по осени
считают. Китайских тоже. Хотя что-то мне подсказывает, что к осени они уже
станут отнюдь не цыплятами белорусского авторынка. Напомню свой прогноз-2018 по
китайским маркам: «три плюс». В плюсе у меня доля амбициозного местного
автопроизводителя БЕЛДЖИ. И не менее амбициозного частного автопроизводителя
китайской марки Zotye СЗАО «Юнисон».
Собственно
говоря, для меня загадкой пока остается ответ на один вопрос: отметки в 10%
рынка волна китасйского цунами достигет в следующем году или уже в этом?
Они вернутся.
Они уже возвращаются. Только с новым лицом, новой философией дизайна,
безопасности и маркетинга.
Никто не
возвращается из путешествий таким, каким он был раньше. Это тоже не я сказал, а
тысячелетняя китайская мудрость. Думаю, стоит прислушаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий