воскресенье, 27 мая 2018 г.

Они вернутся


       Цунами китайского автопрома движется к берегу союзного авторынка
      

       «Не бойся медлить, бойся остановиться». Это не я. Это Лао Цзы.
       Прогуливаясь по многочисленным выставочным стендам Пекинского автосалона, я поймал себя на мысли, что лет десять назад приезжал сюда, чтобы посмотреть автомобили маститых марок и поиронизировать над китайскими.
       Увы, никакого дежявю десять лет спустя. Все на равных. Более, чем на равных. Замени шильдики и еще посмотрим, кто кого.
       Китайцы не ставят своей целью конкуренцию с брендами Союзного государства. Да и никогда и не ставили. Не то что УАЗ «Патриот», но и новинки АвтоВАЗа сложно себе представить в одном ряду с «новыми китайцами».
       Чего не скажешь о китайских автопроизводителях. Единственное, что их периодически останавливает от участия в Московском автосалоне, так это отсутствие достойных конкурентов. Корейских, японских, европейских…
       Волна китайского цунами медленно, но верно набирает силу. Она еще там, у чужого берега, но рано или поздно она достигнет и нашего. От цунами можно бежать, но нельзя остановить. Можно построить защитные дамбы из пошлин и утилизационных сборов, «глонассов» и техрегламентов, но это только вопрос времени.
       Китайцы научились делать «взрослые автомобили». У них пока неважно с послепродажной поддержкой и это влияет на ценность бренда у потребителей на местных рынках. У китайцев мало сборочных проектов в Евразийском союзе и многие их модели дороги из-за платежей пошлин, сборов, акцизов и т.п. в бюджеты наших стран.
       Они не торопятся, но и не останавливаются. Их не устраивает емкость нашего рынка, поэтому мы не в первоочередных планах. Но ведь медленно, но верно процесс идет: Geely под Борисовом, Haval под Тулой, Chery Lifan в Карачаево-Черкессии, Changan в Липецке, Zotye в Опчаке, FAW  Foton в Калиниграде.
       Да, локализация производства пока не велика. Но опорных точек для наступления на авторынок ЕАЭС – более чем.
       Первая волна «китайского цунами» прокатилась по рынку Союзного государства в середине нулевых. Мы изрядно подзабыли, но спешу напомнить, что, например, в 2007г. продажи «китайцев» в России выросли на 574,7% за год!, а доля рынка составлила 2,2%.
       В последний предкризисный на белорусском рынке китайские автопроизводители удерживали уже более 3% рынка новых легковых автомобилей.
       Череда последующих потрясений в экономиках Союзного государства привела к резкому спаду продаж.
       В 2010г. продажи китасйских марок упали до уровня 1,8% рынка в России и 0,6% в Беларуси. Но исход был недолог.
       Уже в 2013г. – 3,9% рынка России и 2,8% рынка Беларуси. Опять кризис, опять спад и…они снова возвращаются.
       В январе-апреле 2018г. доля рынка китайских автомобильных марок в России все еще не набрала разбег, чуть более 2%. А вот в Беларуси – полный аншлаг: 5,6% рынка новых легковых автомобилей. Из них 3% досталось «отечественной» марке Geely. Совмсетные усилия китайского автопроизводителя и белорусского правительства дают о себе знать.
       Цыплят по осени считают. Китайских тоже. Хотя что-то мне подсказывает, что к осени они уже станут отнюдь не цыплятами белорусского авторынка. Напомню свой прогноз-2018 по китайским маркам: «три плюс». В плюсе у меня доля амбициозного местного автопроизводителя БЕЛДЖИ. И не менее амбициозного частного автопроизводителя китайской марки Zotye СЗАО «Юнисон».
       Собственно говоря, для меня загадкой пока остается ответ на один вопрос: отметки в 10% рынка волна китасйского цунами достигет в следующем году или уже в этом?
       Они вернутся. Они уже возвращаются. Только с новым лицом, новой философией дизайна, безопасности и маркетинга.
       Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше. Это тоже не я сказал, а тысячелетняя китайская мудрость. Думаю, стоит прислушаться.

      

Комментариев нет:

Отправить комментарий