воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Событие недели: международный день гор 11 декабря

       В суете уходящей недели не нашлось времени поговорить о главном. А главным итогом уходящего года и, пожалуй, всей моей карьеры в альпинизме остается Музтаг-Ата, покоренный "Отец ледяных гор". Еще не все тайны и подробности этой экспедиции опубликованы и рассказаны друзьям и близким. Не время...

       Наши рекорды скоростного восхождения в Беларуси будут не скоро преодолены. До Музтаг-Ата за у меня в активе уже были подобные "хулиганские" взлеты на вершину без акклиматизации: 6546м за 48 часов в Перуанских Андах, 6024м за 24 часа в пустыне Атакама. Вверх и вниз.
       От резкого падения атмосферного давления раздуваются сосуды, а сердце бешено пытается пропихнуть необходимый органам объем кислорода. Тебе плохо, но ты еще не поражен горной болезнью. Каждый, кто поднимался на подъемнике "канатки" на 3500 чувствовал недомогание, но давление высоты на человека на этой высоте мог ощутить лишь тот, кто провел ночь...Подняться на высоту и пробыть на ней 4-8 часов: как говорят в Одессе - "две большие разницы".
       На этом и построена вся идеология скоростного восхождения. Надо попытаться успеть быстро зайти в мир пустоты и покинуть его, пока волна горной болезни не накрыла тебя.
       20 июля мы еще завтракали с семьей за столом в своем доме. Рассвет 29-го я встретил на вершине огромного ледяного исполина на высоте 7546м. От базового лагеря до вершины и обратно за 100 часов. Положено за 13-15 дней.
       Сейчас, перебирая в памяти все события этой экспедиции, все чаще прихожу к мысли, что это неправильное решение о броске за китайцами на вершину было единственным возможным шансом на восхождение. Уже 31-го Дима уходил с горы последним. Ледник "поплыл". Перильные веревки оказались вырваны из точек крепления. Огромную десятиметровую трещину ледопада, дно которой забито снегом, Дима преодолевал "на пятой точке"...
       Китайцев мы заприметили еще внизу. Олимпийская символика на пуховках и горы кислородных баллонов у лагеря. Китайцы уже отработали маршрут и отдыхали в базовом лагере перед штурмом вершины. Мы потянулись за ними, потому что толпа китайских альпинистов, ведомая уйгурскими проводниками, могла протоптать дорогу в глубоком снегу западного гребня. Нам троим без кислорода и проводников это было бы физически не по силам. Тем более, гребень изрезан трещинами.
       Пока мы таскали снарягу и быстро ставили высотные лагеря китайцы бодро шли вверх к уже установленным палаткам. Отставание нарастало и в лагере 2 на 6200м стало понятно, что сесть им на хвост можно лишь бросив большую часть снаряжения.
       Помню, что все, что мог надел на себя. Баллон с газом, гарелка, термос с чаем, палатка, ледоруб... На закате дня 28-го поднялся на снежный уступ на 6900м. Там уже ночного броска к вершине ждали китайцы.
       Здоровенный уйгур выбрался из одной из палаток и показал мне место, где под снегом был целый город брошенных предыдущими экспедициями палаток. Лопаты не было, ей не хватило места в рюкзаке, и я начал копать снежную нору руками... Но об этом как-нибудь в следующий раз))

Комментариев нет:

Отправить комментарий