воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Она вернется

       Госстандарт принял решение о возобновлении сертификации услуг автосервиса не позднее 1 января 2017 года. «Дядя Вася» спит спокойно: нововведение не коснется ИП в гаражах.

       В конце прошлой недели соответствующий проект Технического регламента Республики Беларусь «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Технические требования» был размещен на сайте ведомства.
       Напомню предысторию вопроса.
       Перечень подлежащих сертификации продукции, услуг, персонала и иных объектов в свое время был установлен постановлением Госстандарта от 16.12.2008г. № 60. Именно этим документом была предусмотрена и сертификация деятельности СТО в стране.
       Однако в соответствии со статьей 36 Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» положения данного Закона в отношении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, действовали до
1 января 2016 года. Соответственно услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств подлежали сертификации только до 31.12.2015г. включительно.
       С 1 января 2016 года обязательному подтверждению соответствия подлежат только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов Республики Беларусь. А так как технического регламента на заданную тему пока нет, то и для осуществления деятельности по обслуживанию и ремонту транспортных средств на данный момент нет необходимости получать сертификат соответствия.
       20 августа 2015 года состоялось совместное заседание Республиканского общественного совета при Министерстве торговли и межведомственной рабочей группы по наведению порядка в сферах автосервиса и торговли запасными частями к автомобилям. Участники совещания приняли решение  о нецелесообразности разработки и введения на территории Республики Беларусь технического регламента Республики Беларусь «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств».
       При этом Госстандарту было рекомендовано до 1 января 2016г. разработать технический нормативный акт, определяющий технические требования к предприятиям автосервиса, а также активно агитировать бизнес осуществлять добровольную сертификацию.
       Вопрос «а кому это нужно?»  так и повис в минторговской зале без ответа.
       После данного совещания и прозвучало заявление заместителя Министра торговли Ирины Наркевич об упразднении обязательной сертификации автосервиса с 1 января 2016г., вызвавшее большой общественный резонанс.
       По замыслу Минторга регулирование в сфере автосервиса должно осуществляться на основе общих правил бытового обслуживания потребителей, разработкой и реализаций которых собственно само ведомство и занимается.
       Однако Госстандарт, ряд объединений нанимателей неоднократно обращали внимание на то, что «Правила бытового обслуживания потребителей» слишком универсальны, содержат требования к документообороту и правилам совершения сделок, но не обеспечивают главное в госрегулировании автосервиса: контроль за компетентностью предприятия автосервиса, которое влияет на безопасность эксплуатации транспортных средств.
       Похоже, что у СТО теперь будет два регулятора. В части бейджиков, документов и оформления помещения стола заказов проверять будут специалисты торговли, а техдокументацию, компетентность персонала и исправность оборудования контролировать будут, как и ранее, органы по сертификации.
       Дабы не наступить на больной мозоль Минторгу, разработчики проекта техрегламента предлагают вывести из сферы регулирования гаражные автосервисы. То есть всем надо, а если мастерская на территории ГСК, то сертификация услуг уже не требуется. Сомневаюсь, что у Госстандарта найдутся весомые аргументы в защиту такого дискриминационного подхода. Складывается ощущение, что «дядя Вася» в стране востребован не только народом, но и номенклатурой.
       При этом индульгенция касается лишь индивидуальных предпринимателей. Видимо, «синдром 222» (Указ Президента № 222) настолько глубоко овладел чиновниками, что предпринимателей предпочитают не трогать, как бы чего не вышло.
       В проекте техрегламента упраздняется разделение предприятий автосервиса на категории А,В и С.
       Перечень подлежащих сертификации видов и подвидов услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей слегка сокращен. По новому регламенту не потребуется сертифицировать уборочно-моечные работы, работы по проверке уровня и плотности электролита АКБ, диагностике стартеров и генераторов, антикоррозионной обработке, подготовке к окраске и саму окраску и т.д.
       В настоящий момент проект техрегламента разослан для отзывов и согласования в органы по сертификации, объединениям нанимателей, другим заинтересованным. Судьба документу уготована не простая. Технические регламенты утверждаются правительством после согласования на ведомственном уровне. А вот тут до сих пор нет единой позиции, каким образом сделать автосервис в стране цивилизованным.



Комментариев нет:

Отправить комментарий