среда, 22 января 2014 г.

Авторынок 2013: славянский базар

        Так бурно автодилеры давно не отмечали итоги года. Пили шампанское за рекордные  продажи новых автомобилей в 2013-ом.  Звон бокалов объединил и тех, кто уверен, что «вес взят», и тех, кто считает пиковый докризисный 2008-й не превзойденным.
       Я – среди вторых. Если продажи легковых автомобилей с учетом погрешности статистики можно признать равными ( 26 497 в 2008г и 26175 в 2013г.), то отставание в сегменте легких коммерческих автомобилей более, чем очевидное. Двузначный рост экономики Беларуси до кризиса обеспечил пять лет назад продажи LCV в количестве 9716 автомобилей. Экономический спад, наметившийся с конца первого квартала 2013-го напрочь лишил дилеров LCV надежд на успех. Итоговый результат: 5 тысяч автомобилей.

       Кстати, одной из причин спада продаж новой коммерческой техники у дилеров является ее массовый ввоз до 1 декабря 2013г. в льготном режиме согласно Декрету Президента от 07.05.2012г № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Импорт грузовой техники в страну втрое превысил аналогичный показатель годом ранее(!).
       Конечно, если бы не проблемы со сбытом грузовиков у МАЗа, то дилеров бы никто не услышал по поводу отмены режима «оффшорного ввоза» коммерческой техники.  Лично у меня до сих пор без ответа остается вопрос: подобные, добивающие экономику страны, льготы устанавливаются умышленно в интересах лоббистских групп или по недомыслию?
       Об итогах года можно говорить весь следующий год и я остановлюсь лишь на отдельных срезах автомобильного рынка. Кстати, слухи о сверхдоходах дилеров сильно преувеличены. Так что на срезе дилерского «золотого тельца» вряд ли обнаружишь сальце с прожилками. Автомобильный бизнес в Беларуси – это скорее холодец из копыт. И развиваются наши дилеры вопреки, а не благодаря.
       Очевидное лидерство на местном рынке захватили автопроизводители Российской Федерации. И если доля национальных российских брендов ВАЗ, ГАЗ и УАЗ, как и ожидалось, стремительно падала , то российские иномарки активно завоевывали наш рынок.
       Доля продукции ВАЗа и  ГАЗа  снизилась на 40%, УАЗа – на треть относительно 2012 года. При этом по-прежнему доли в продажах ГАЗ и УАЗ в Беларуси существенно выше, чем в родной России. У ВАЗа же картина прямо противоположная. Сказывается отраслевая структура экономики и предпочтения белорусских граждан.
       По общим объемам продаж марка Volkswagen сохранила лидерство в общем зачете. Более 4 тыс. новых автомобилей. Но это уже не 6,5 тыс. в 2008-ом. А по продажам в сегменте только легковых автомобилей лидерство захватило Renault.  Покупатели «охренели» от дешевых цен на автомобили Duster, Sandero, Logan, собранные на «Автофрамосе» (вчерашний «АЗЛК»).
       Итоговый результат превысил три тысячи «легковушек». Впечатляет. И это надолго.
        Volkswagen боролся до последнего и уступил всего-ничего. Оружие то же – Polo Sedan   российской сборки.
       Кроме вышеуказанных, такие «бюджетники», как  KIA Rio, Hyundai Accent, Chevrolet Aveo, Nissan Almera, Scoda Octavia  и прочие положили на лопатки автомобильный рынок Беларуси и являются главными драйверами роста рынка новых легковых автомобилей в разрезе моделей.  В первой десятке самых популярных моделей лишь две не собираются в России. Пока.  

       Продолжение следует...


     

Комментариев нет:

Отправить комментарий