вторник, 4 марта 2014 г.

Как повлияет введение утилизационного сбора на рынок автомобилей в Беларуси?

      Этот материал, конечно, не для блога. Но времени для писанины сейчас нет. Поэтому привожу полный текст ответов на вопросы корреспондента Народной газеты:

-- Когда белорусы сполна почувствуют введение утилизационного сбора? Насколько подорожают автомобили?
       Введение утилизационного сбора наши граждане и организации сполна почувствуют после завершения продаж автомобильными дилерами остатков автомобилей, на которые в соответствии с п.1.7 Указа Президента от 04.02.2014г. № 64 не распространяется требование об уплате сбора. Такие остатки будут распроданы в течение марта-апреля.
     Оговорюсь, к сожалению, это не касается автомобилей, ввезенных из стран Таможенного союза. Причем не имеет значения кто ввозил: юридическое или физическое лицо. Подорожание этих автомобилей – уже свершившийся факт. Если, конечно, дилер, продавец за свой счет не уплатят утилизационный сбор.
     Изменение цены на автомобили зависит от многих факторов: политики производителя и дилера, курсов валют, изменения таможенных пошлин, ставки утилизационного сбора и так далее. Отбросив в сторону иные факторы, кроме утилизационного сбора и ставки таможенной пошлины, можно предположить, что автомобили, ввозимые для личного пользования физическими лицами, подорожают незначительно: новые – на 2000 российских рублей, старше 3-х лет – на 3000. Обращаю внимание, что такие льготные ставки действуют только при ввозе автомобилей категории М1.
     Специальных льготных ставок для физических лиц при ввозе иных категорий транспортных средств, в том числе популярных ныне пикапов (категория N1), всех видов легких коммерческих автомобилей постановлением правительства от 27.02.2014г. № 172 не предусмотрено.
     Автомобили, ввозимые с территорий стран СНГ, в том числе Таможенного союза, подорожали на сумму утилизационного сбора (плюс НДС 20%). Автомобили, ввозимые из-за пределов этих территорий, могут как подорожать, так и подешеветь за счет снижения ставки таможенной пошлины в среднем на 1/6 ее величины для юридических лиц. Для граждан таможенная пошлина осталась на прежнем уровне.
     И, наконец, почитатели собираемых в Беларуси легковых автомобилей, а таковых около 3% рынка новых легковых автомобилей, могут спать спокойно. Эти автомобили сохранят прежнюю ценовую привлекательность.

-- Каков механизм, порядок, взимания сбора в автосалоне, автохаузе?
     Во всех случаях уплата утилизационного сбора производится дилером (импортером). При этом покупатель для регистрации автомобиля в ГАИ получает у продавца форму РС, выданную таможенным органом в качестве подтверждения уплаты утилизационного сбора. Если же автомобиль был выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь до 1 марта с.г., то для постановки на учет будет достаточно предъявить заверенную печатью таможенного органа копию таможенной декларации.
-- Какие машины не будут облагаться сбором?
     Перечень белорусских автопроизводителей, которые будут лишь предоставлять гарантии оплаты, но освобождены от уплаты утилизационного сбора в данный момент, будет определен Министерством промышленности Республики Беларусь и размещен на сайте министерства. Эти производители должны соответствовать определенным критериям, которые определило правительство. В первую очередь, требования к получателям льготы – обеспечение определенного уровня локализации производства в Беларуси.
     Осовождены от уплаты утилизационного сбора автомобили, ввозимые  физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами либо лицами, получившими разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в течение 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего статус беженца, либо получения указанного разрешения, а также ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями либо личного пользования сотрудниками таких представительств, учреждений и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются гражданами Республики Беларусь.
   Президент страны оставил за собой право расширять перечень «льготников». Не исключаю, что на взаимной основе вопросы фактического освобождения от уплаты утилизационного сбора в будущем могут быть решены в отношении, например, России или Украины.

-- Как реагирует рынок на нововведения? Упадут ли объемы продаж новых и подержанных автомобилей? Возможно, больше станут интересоваться автомобилями до трех лет?
       Автомобильный рынок очень чувствителен к изменению цен. Сейчас продажи сохраняются на достаточном уровне за счет покупателей, которые раскупают автомобили без утилизационного сбора. В последующем возможен спад продаж. Ведь более половины рынка новых «легковушек» формируется популярными моделями, собираемыми в России, а именно эти автомобили в наибольшей степени пострадают от введения утилизационного сбора. Прискорбно, но факт: от вступления России в ВТО граждане нашей страны пока в проигрыше. Ведь, напомню, утилизационный сбор впервые введен в Российской Федерации для защиты своего рынка при вхождении страны в ВТО.
       Возможно, часть граждан-покупателей новых автомобилей, под влиянием изменившейся конъюнктуры цен сделают выбор в пользу самостоятельной поездки за автомобилем за границу.Поживем-увидим.
     А вот мелкие автохаусы прекратят импорт «бэу» автомобилей старше трех лет. Ставки здесь запредельные.  
-- Какова реакция дилеров на введение утилизационного сбора?
      Дилерский бизнес в нашей стране, к величайшему сожалению, развивается «не благодаря, а вопреки». Мы сожалеем, что после существенного увеличения цен на автомобили с 1 января 2010г. (введение единых пошлин в Таможенном союзе),24 января 2012г. (отмена льготы по НДС) и 1 марта 2014г. (утилизационный сбор) мечта белоруса о новом автомобиле по-прежнему остается призрачной, а автомобильная Беларусь остается «страной бэу». Мы в разы уступаем нашим соседям по количеству продаваемых в стране новых легковых автомобилей на тысячу населения: по итогам 2013 года в России этот показатель составил 15 новых авто\тыс. населения, Казахстане – 10, Украине -5, а в Беларуси – менее 3.
      Дилеры как-нибудь выживут при любых катаклизмах в экономике. А вот на руку ли такое положение дел экономике – большой вопрос! К слову, с каждого проданного дилером нового импортного автомобиля стоимостью 20 тысяч долларов в бюджет прямиком поступает в виде налогов и пошлин около 8 тысяч. Думаю, есть над чем задуматься, планируя рост экономики и доходы бюджета.
-- Станет ли выгоднее покупать машину частным порядком? К каким в связи с этим серым схемам могут вернуться физические лица?
     Да, в некоторых случаях, ценовая выгода появится за счет разницы ставок утилизационного сбора. Не исключаю, что рынок «перекупов» снова оживет. Хотя он никогда и не умирал. Ввоз «бэу» легковых автомобилей в прошлом году составил около 70% всего импорта. К слову, по данным Белорусской автомобильной ассоциации, в России этот показатель составил 6,1%, а в Украине – 2,3% за 2013 год.
    Покупателям новых автомобилей за рубежом следует учитывать, что, как правило, белорусский дилер не станет поддерживать гарантийное обслуживание на купленный автомобиль.
-- Куда будет выгоднее ездить белорусам, за какими марками и моделями? (просьба, если можно, с указанием стоимости автомобиля).
     Пока сложно дать полный ответ на этот вопрос. Время покажет. Ведь не исключены специальные меры по сохранению баланса цен на соседних рынках со стороны автопроизводителей. В наиболее популярном сегменте «российских иномарок» с объемом до двух литров утилизационный сбор может добавить к цене 26 800 российских рублей (плюс НДС 20%). Если автопроизводитель и дилер возьмут удорожание на себя, то покупатель не увидит выгоды от заграничных поездок.
     И уж точно никуда ехать не надо, если вы приобретаете дорогую импортную иномарку. В этом случае снижение таможенной пошлины в Беларуси (в России она была снижена с 1 сентября 2012г.) может существенно превысить сумму утилизационного сбора.
-- Станут ли охотнее покупать отечественные автомобили?
      Думаю, да. И, поверьте, это не худший выбор. По моим оценкам доля «Джили» может подрасти до 5% рынка новых легковых автомобилей.
-- Как измениться структура спроса и предложения в ближайшее время на автомобильном рынке?
      Возможен очередной крен в сторону увеличения ввоза «бэу» гражданами. Не исключаю роста доли покупок новых автомобилей гражданами за рубежом.
     Как я уже отмечал, доля отечественных автопроизводителей подрастет, а вот друзья по Таможенному союзу упадут в продажах, если не будут приняты специальные меры. Может сократиться доля продаж автомобилей ЗАЗ, «Богдан», «УзДэу».
     «Чистые иномарки» в дилерских продажах имеют шанс улучшить свои позиции за счет снижения таможенных пошлин. Причем среди этих автомобилей в наибольшем ценовом выигрыше будут дорогие модели с объемом двигателя до 2 литров. Хотя наибольший прирост в этом сегменте, на мой взгляд, покажут иномарки до 25 тысяч долларов с двигателем 1,5-2 литра.
     Рухнет в продажах сегмент пикапов, который стремительно рос последние годы.
     Чувствительное снижение продаж ожидает бюджетные иномарки, ввозимые без уплаты таможенной пошлины: на малой цене сильнее сказывается эффект введения утилизационного сбора.
     Поживем-увидим…
     Сергей Варивода,
     Зам. Председателя РОО «БНПА»
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий