Этот материал, конечно, не для блога. Но времени для писанины сейчас нет. Поэтому привожу полный текст ответов на вопросы корреспондента Народной газеты:
-- Когда белорусы сполна почувствуют введение утилизационного сбора? Насколько подорожают автомобили?
-- Когда белорусы сполна почувствуют введение утилизационного сбора? Насколько подорожают автомобили?
Введение утилизационного сбора наши
граждане и организации сполна почувствуют после завершения продаж
автомобильными дилерами остатков автомобилей, на которые в соответствии с п.1.7
Указа Президента от 04.02.2014г. № 64 не распространяется требование об уплате
сбора. Такие остатки будут распроданы в течение марта-апреля.
Оговорюсь, к сожалению, это не касается
автомобилей, ввезенных из стран Таможенного союза. Причем не имеет значения кто
ввозил: юридическое или физическое лицо.
Подорожание этих автомобилей – уже свершившийся факт. Если, конечно, дилер,
продавец за свой счет не уплатят утилизационный сбор.
Изменение цены на автомобили зависит от
многих факторов: политики производителя и
дилера, курсов валют, изменения таможенных пошлин, ставки утилизационного сбора
и так далее. Отбросив в сторону иные факторы, кроме утилизационного сбора и
ставки таможенной пошлины, можно предположить, что автомобили, ввозимые для
личного пользования физическими лицами, подорожают незначительно: новые – на 2000 российских рублей, старше 3-х лет – на 3000.
Обращаю внимание, что такие льготные ставки действуют только при ввозе
автомобилей категории М1.
Специальных льготных ставок для физических
лиц при ввозе иных категорий транспортных средств, в том числе популярных ныне
пикапов (категория N1), всех видов легких
коммерческих автомобилей постановлением правительства от 27.02.2014г. № 172 не
предусмотрено.
Автомобили, ввозимые с территорий стран
СНГ, в том числе Таможенного союза, подорожали на сумму утилизационного сбора
(плюс НДС 20%). Автомобили, ввозимые из-за пределов этих территорий, могут как
подорожать, так и подешеветь за счет снижения ставки таможенной пошлины в
среднем на 1/6 ее величины для юридических лиц. Для
граждан таможенная пошлина осталась на прежнем уровне.
И, наконец, почитатели собираемых в
Беларуси легковых автомобилей, а таковых около 3% рынка новых легковых автомобилей,
могут спать спокойно. Эти автомобили сохранят прежнюю ценовую
привлекательность.
-- Каков
механизм, порядок, взимания сбора в автосалоне, автохаузе?
Во всех случаях уплата утилизационного
сбора производится дилером (импортером). При этом покупатель для регистрации
автомобиля в ГАИ получает у продавца форму РС, выданную таможенным органом в
качестве подтверждения уплаты утилизационного сбора. Если же автомобиль был
выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь до 1 марта
с.г., то для постановки на учет будет достаточно предъявить заверенную печатью
таможенного органа копию таможенной декларации.
-- Какие
машины не будут облагаться сбором?
Перечень белорусских автопроизводителей,
которые будут лишь предоставлять гарантии оплаты, но освобождены от уплаты
утилизационного сбора в данный момент, будет определен Министерством
промышленности Республики Беларусь и размещен на сайте министерства. Эти
производители должны соответствовать определенным критериям, которые определило
правительство. В первую очередь, требования к получателям льготы – обеспечение
определенного уровня локализации производства в Беларуси.
Осовождены от
уплаты утилизационного сбора автомобили, ввозимые физическими лицами, признанными в
установленном порядке беженцами либо лицами, получившими разрешение на
постоянное проживание в Республике Беларусь, в течение 18 месяцев с даты выдачи
документа, подтверждающего статус беженца, либо получения указанного разрешения,
а также ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и
предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами
или консульскими учреждениями либо личного пользования сотрудниками таких
представительств, учреждений и членами их семей, если они не проживают в
Республике Беларусь постоянно и не являются гражданами Республики Беларусь.
Президент страны оставил
за собой право расширять перечень «льготников». Не исключаю, что на взаимной
основе вопросы фактического освобождения от уплаты утилизационного сбора в
будущем могут быть решены в отношении, например, России или Украины.
-- Как
реагирует рынок на нововведения? Упадут ли объемы продаж новых и подержанных
автомобилей? Возможно, больше станут интересоваться автомобилями до трех лет?
Автомобильный рынок очень чувствителен
к изменению цен. Сейчас продажи сохраняются на достаточном уровне за счет
покупателей, которые раскупают автомобили без утилизационного сбора. В
последующем возможен спад продаж. Ведь более половины рынка новых «легковушек»
формируется популярными моделями, собираемыми в России, а именно эти автомобили
в наибольшей степени пострадают от введения утилизационного сбора. Прискорбно,
но факт: от вступления России в ВТО граждане
нашей страны пока в проигрыше. Ведь, напомню, утилизационный сбор впервые
введен в Российской Федерации для защиты своего рынка при вхождении страны в
ВТО.
Возможно, часть граждан-покупателей
новых автомобилей, под влиянием изменившейся конъюнктуры цен сделают выбор в пользу
самостоятельной поездки за автомобилем за границу.Поживем-увидим.
А вот мелкие автохаусы прекратят импорт «бэу»
автомобилей старше трех лет. Ставки здесь запредельные.
--
Какова реакция дилеров на введение утилизационного сбора?
Дилерский бизнес в нашей стране, к
величайшему сожалению, развивается «не благодаря, а вопреки». Мы сожалеем, что
после существенного увеличения цен на автомобили с 1 января 2010г. (введение
единых пошлин в Таможенном союзе),24 января 2012г. (отмена льготы по НДС) и 1
марта 2014г. (утилизационный сбор) мечта белоруса о новом автомобиле по-прежнему
остается призрачной, а автомобильная Беларусь остается «страной бэу». Мы в разы
уступаем нашим соседям по количеству продаваемых в стране новых легковых
автомобилей на тысячу населения: по итогам 2013 года в
России этот показатель составил 15 новых авто\тыс. населения, Казахстане – 10,
Украине -5, а в Беларуси – менее 3.
Дилеры как-нибудь выживут при любых
катаклизмах в экономике. А вот на руку ли такое положение дел экономике –
большой вопрос! К слову, с каждого проданного дилером нового импортного автомобиля
стоимостью 20 тысяч долларов в бюджет прямиком поступает в виде налогов и
пошлин около 8 тысяч. Думаю, есть над чем задуматься, планируя рост экономики и
доходы бюджета.
-- Станет
ли выгоднее покупать машину частным порядком? К каким в связи с этим серым
схемам могут вернуться физические лица?
Да, в некоторых случаях, ценовая
выгода появится за счет разницы ставок утилизационного сбора. Не исключаю, что
рынок «перекупов» снова оживет. Хотя он никогда и не умирал. Ввоз «бэу» легковых
автомобилей в прошлом году составил около 70% всего импорта. К слову, по данным
Белорусской автомобильной ассоциации, в России этот показатель составил 6,1%, а
в Украине – 2,3% за 2013 год.
Покупателям новых автомобилей за рубежом
следует учитывать, что, как правило, белорусский дилер не станет поддерживать
гарантийное обслуживание на купленный автомобиль.
-- Куда
будет выгоднее ездить белорусам, за какими марками и моделями? (просьба, если
можно, с указанием стоимости автомобиля).
Пока сложно дать полный ответ на этот
вопрос. Время покажет. Ведь не исключены специальные меры по сохранению баланса
цен на соседних рынках со стороны автопроизводителей. В наиболее популярном
сегменте «российских иномарок» с объемом до двух литров утилизационный сбор
может добавить к цене 26 800 российских рублей (плюс НДС 20%). Если
автопроизводитель и дилер возьмут удорожание на себя, то покупатель не увидит
выгоды от заграничных поездок.
И уж точно никуда ехать не надо, если вы
приобретаете дорогую импортную иномарку. В этом случае снижение таможенной
пошлины в Беларуси (в России она была снижена с 1 сентября 2012г.) может
существенно превысить сумму утилизационного сбора.
-- Станут
ли охотнее покупать отечественные автомобили?
Думаю, да. И, поверьте, это не худший
выбор. По моим оценкам доля «Джили» может подрасти до 5% рынка новых легковых
автомобилей.
-- Как
измениться структура спроса и предложения в ближайшее время на автомобильном
рынке?
Возможен очередной крен в сторону
увеличения ввоза «бэу» гражданами. Не исключаю роста доли покупок новых
автомобилей гражданами за рубежом.
Как я уже отмечал, доля отечественных
автопроизводителей подрастет, а вот друзья по Таможенному союзу упадут в продажах,
если не будут приняты специальные меры. Может сократиться доля продаж
автомобилей ЗАЗ, «Богдан», «УзДэу».
«Чистые иномарки» в дилерских продажах
имеют шанс улучшить свои позиции за счет снижения таможенных пошлин. Причем
среди этих автомобилей в наибольшем ценовом выигрыше будут дорогие модели с
объемом двигателя до 2 литров. Хотя наибольший прирост в этом сегменте, на мой
взгляд, покажут иномарки до 25 тысяч долларов с двигателем 1,5-2 литра.
Рухнет в продажах сегмент пикапов, который
стремительно рос последние годы.
Чувствительное снижение продаж ожидает
бюджетные иномарки, ввозимые без уплаты таможенной пошлины: на малой цене сильнее сказывается эффект введения
утилизационного сбора.
Поживем-увидим…
Сергей
Варивода,
Зам. Председателя РОО «БНПА»
Комментариев нет:
Отправить комментарий