пятница, 3 октября 2014 г.

С северной стены Батиана нас смывало снежными ливнями



      20 августа в Беларусь вернулись все 20 белорусских альпинистов, совершавших восхождение на вторую вершину Африки – гору Кения. Семнадцать из них поднялись на одну из вершин Кении (гора насчитывает их три), носящую название Ленана (Point Lenana). Однако главная вершина: Батиан  – так и осталась непокоренной.

      О том, что происходило на горе, рассказал руководитель экспедиции Сергей Варивода:
      «Скальный пик Батиан – одна из самых сложных вершин Африки. Упоминаний в русскоязычной прессе о восхождении на Батиан нам найти так и не удалось. Восходители на гору Кения предпочитают отправляться на вершину Ленана. Две другие (Нелион (5188м) и Батиан(5199м)) на порядок сложнее.
      Как-то все сразу не заладилось. Так бывает в любых делах. Мы долго готовились к этому восхождению и тщательно подбирали сезон. Начало августа – сухой, удобный для восхождений с севера сезон. Да и сообщения о небывалой засухе в Восточной Африке вселяли надежду на хорошую погоду на восхождении.
      Правда, уже накануне отъезда Интернет-прогнозы заставляли задуматься о погоде. За десять лет путешествий в горах, в том числе в сезон дождей, бывало всякое. Но в засушливой Африке на нас лило, как из ведра, всю экспедиционную неделю.
      Уже через час после начала восхождения к первому лагерю на склоне горы в поясе вечнозеленых дождевых лесов (rain forest) экспедицию застал тропический ливень такой силы, что вся наша одежда и обувь превратилась в сплошное хлюпающее облачение.

      Если во время проведения предыдущей экспедиции в Африке мы шли до самого штурмового лагеря в резиновых сапогах, то никому и в голову не пришло брать «резину» в сухой сезон.
      Уже с первого дня пути сушка одежды и обуви потеряла всякий смысл. Мы шли по сплошному месиву мокрой грязи до последнего приюта на отметке 4200м.
      Настроение у всех тревожное. События последних месяцев в отечественном альпинизме еще раз показали, что альпинизм – увлечение с крайне высокой ценой ошибок.
      На Кении практически везде есть мобильная связь. Одно за другим стали поступать трагические новости о погибших альпинистах. Это была какая-то «черная неделя» в альпинизме: «погиб от камнепада», «сорвались со стены», «умер в приюте»…
      Накануне намеченного дня восхождения в горах прошел сильный снег. Представляете: снег в экваториальной Африке? В хижине последнего приюта скопилось очень много альпинистов. На Батиан идут четыре команды: мы, англичане, швейцарцы и российско-израильская связка.
      Опрашиваю местных: говорят «не лезь, бесполезно». Принимаю решение – восхождение отменить. Остальные три команды по утру уходят к подножию Батиана. Европейцы осматривают первую ступень и … уходят вниз. Русские не сдаются…

      Их связка проходит две первые ступени и прекращает восхождение. Обледенелые скалы – не лучшее место для свободного лазания.
      Мы же уходим на «точку Ленана» - все же нужна акклиматизация, да и не сидеть же без дела. Отсюда в шесть утра звоню в Минск. Нужен прогноз погоды на горе на ближайшие двое суток. Смешно, но его легче оказалось получить из Минска, чем в базовом лагере.
      Прогноз не утешительный: вероятность дождя 70% с понижением до 40% 13-14 августа.
      Тринадцатое – день не хороший. Хорошо, хоть не пятница. За сутки на горе подтаяло. Теперь наш черед. Больше желающих идти на Батиан в приюте нету…
      40% - это шанс. Мы знаем, что Батиан за день «не идется». Во всяком случае, с нашими профессиональными навыками. 10-12 часов вверх, 4-6 часов вниз. Итого – минимум шестнадцать. А это Африка: световой день ровно двенадцать часов. Темнеет, как свет выключает.
      Значит, без ночевки на скале не обойтись. В сухую погоду понятно. В снег и дождь надо поднимать палатки и прочее снаряжение.
      В три утра - подъем: туман, моросит дождь. Ждем до шести. Видимость увеличилась метров до пятидесяти. Пора принимать решение.
      Риск, люди, амбиции…Это всегда сложный «винегрет» факторов, на основе которого руководитель экспедиции принимает решение, цена которому очень высока. Спартанское «со щитом или на щите» - не наш девиз. Никакая вершина не стоит человеческой жизни.
      За десять экспедиционных лет в проекте «Семь вершин» не было даже травм (стучу по дереву!). Я думаю, это главный результат моей работы.
      На Батиан уходят только две наиболее подготовленные связки. В каждой из них: местный проводник и один из братьев Титовых. Планы: попробовать пройти несколько ступеней, посмотреть состояние скал. Остальные уходят на восхождение по наиболее легкому маршруту на «точку Ленана».

      В одиннадцать начинает накрапывать. К двенадцати 40% вероятность дождя обернулась настоящим снежным ливнем. Это когда и снег, и дождь. К этому моменту ребята прошли семь ступеней и поднялись в «Амфитеатр» на 4950м. До вершины всего-ничего – 250 метров!
      Скалы снова стали покрываться ледовой коркой, а одежда промокла насквозь. Веревки дубеют и проскальзывают через тормозной механизм «восьмерки». Руки срываются с «зацепов», ноги «пляшут ледовый танец» на выступах скал – вся надежда на страховочную веревку. Неприятное чувство, особенно когда у тебя бездна за спиной…
      Спуск превращается в ад. С Северной стены Батиана белорусов просто смывало снежными ливнями. Спуск занимает ровно столько же, сколько подъем!
      В 16.00 обе связки замерзших и измотанных альпинистов возвращаются в приют. А снег идет и идет…
      Мы быстро собираемся и уходим вниз, по пути фотографируя чудовищный для экватора пейзаж – заснеженные гигантские зеленые лабелии на склонах Кении.

      Прощай, Кения! Как говорится, будем живы – вернемся! А живы будем, если научимся принимать ответственные решения на горе. Это вам не шахматы – тут головой думать надо…»  




      Сергей Варивода, Минск, 23 августа 2011г.

      Специально для БелТА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий