Данные о продажах в Беларуси новых
легковых автомобилей в сентябре подтвердили, что тенденция спада продаж
белорусских дилеров в последние месяцы не случайна. При росте рынка на 22% продажи дилеров снизились на 10 %.
Продажи белорусских дилеров – членов Белорусской
автомобильной ассоциации снижаются относительно соответствующего периода
прошлого года третий месяц к ряду. О причинах, стимулирующих отток клиентского
капитала из страны, писалось неоднократно. «Наверх» отправлены десятки писем БАА,
БНПА и других предпринимательских объединений с предложениями мер по изменению
ситуации: от мер тарифного и не тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности до мер налогового стимулирования.
К сожалению, реакция властей оказалось
обратной. Импортерам автомобилей (и не только) вручили Указ № 361, который лишь
ускорил падение продаж в автосалонах страны.
По предварительным данным 3-го квартала
2014г. по маркам легковых автомобилей, представленным в БАА, около 1600 покупателей (примерно 25% общего
количества) совершили покупку нового автомобиля за рубежом.
При средней цене реализуемого на
белорусском рынке легкового автомобиля в $ 20 000 вывоз валюты составил 32 млн.долларов.
Не поступила в белорусский бюджет сумма НДС, примерно равная 5,3 млн. долларов
США, утилизационного сбора – не менее 1,0 млн. долларов США (предполагая, что
все ввезенные автомобили имели объем двигателя не более 2,0л), а также иные
налоги и сборы от реализации не только у импортера, но и в смежных сферах
деятельности.
Минфин безмолвствует, потирая руки «триста
шестьдесят первым». Ведь по существу, в третьем квартале автодилерам придется
уплатить двойной налог на добавленную стоимость: ввозной и НДС по реализации. А раз
бюджетные проблемы решены, то и мотивации на изменения нет.
По
моим прогнозам спад в дилерских продажах сохранится, как минимум, до конца
года. И «недобор» в продажах дилеров в 4 кв. может составить до 1 тыс. единиц
легковых автомобилей. При этом российские дилеры продолжат «отжимать» часть
национального рынка у дилеров белорусских.
Почему «отжимать»?, спросит неискушенный читатель,
наслушавшись чего-нибудь о «равноправии в грядущем союзе». А потому как,
российский дилер не создает в Беларуси точку продаж ( в лучшем случае
использует в качестве посредника дилера "зеленого"), сервисного
обслуживания в гарантийный период эксплуатации автомобиля. Он не несет никакой
юридической ответственности в сфере защиты прав потребителей, не обеспечивает
сертификацию товара с целью обеспечения соответствия автомобиля требованиям по
безопасности. И просто нарушает закрепленную за ним изготовителем «территорию
продаж и обслуживания автомобилей». Все это делается по славянски бойко, нагло
и не взирая на…
Существенный спад налоговых поступлений
от дилерской деятельности придется на следующий год. Так было задумано
разработчиками «361-го». И удастся ли его частично смягчить за счет мер технического
регулирования ввоза «бэу» автомобилей в страну всецело зависит от воли властей.
Как же не обеспечивает сертификацию товара с целью обеспечения соответствия автомобиля требованиям по безопасности. Вообще-то на автомобиль требуется оформить сертификат соответствия.
ОтветитьУдалить