среда, 19 ноября 2014 г.

Рынок коммерческих автомобилей отражает состояние реального сектора экономики



       Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, деловой активности в экономике в целом, сокращение инвестиционной активности бюджета привели к стагнации рынка коммерческой техники в стране.
       Белорусская автомобильная ассоциация ведет статистику продаж легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). Так вот, если в предкризисном 2008-ом доля LCV составляла 26,8% общего рынка, то за январь-октябрь 2014 года – всего 11,3%. Другими словами соотношение продаж транспортных средств категории М1 к продажам LCV (категории M2,N1)  составляет почти 8:1 (!).
       То есть генератором спроса на автомобильном рынке страны  являются граждане, а возможности юридических лиц крайне ограничены.
       Коммерческий транспорт – товар инвестиционный. А за январь-октябрь 2014г. согласно данным Национального статистического комитета затраты экономики на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 55,4 трлн. рублей, или всего 86,4% к уровню января-октября 2013 г.
       Кроме спада деловой активности на рынок коммерческой техники по-прежнему оказывает влияние катастрофический по своим масштабам ввоз автомобилей этой группы в льготном режиме согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6. Напомню, импорт грузовых автомобилей (код ТН ВЭД 8704) в Беларусь «под Декрет» возрос в 2013 году в 2,37 раза относительно предыдущего года!
       Окончательно рынок коммерческой техники в текущем году «добил» утилизационный сбор в отношении транспортных средств, введенный Указом Президента от 4 февраля 2014г. № 64 с 1 марта 2014г.
       В первую очередь, утилизационный сбор ударил по продажам ввозимой в Беларусь беспошлинно коммерческой техники производства стран-участниц Таможенного союза. Например, введение утилизационного сбора привело к увеличению розничных цен на коммерческие автомобили УАЗ на 20-25%.
       Для автомобилей бюджетного сегмента подобное подорожание может привести к падению продаж вдвое. Это подтверждает и статистика БАА: при снижении рынка LCV на 18,8% за десять месяцев текущего года, продажи ГАЗ и УАЗ в сегменте коммерческой техники упали на 29 %. При этом российские бренды по-прежнему доминируют в сегменте коммерческой техники. На их долю приходится 43% продаж LCV в стране.
       Дилеры российских марок запустили программы утилизации, трэйд-инн, улучшили лизинговые программы. Это дает определенный эффект. Например, в сегменте среднетоннажной коммерческой техники, российский ГАЗ со своей легендарной моделью, называемой в простонародье «ГАЗон», смог увеличить свою долю на рынке MCV с 53% до 65%. При этом отечественный производитель МАЗ, представленный в сегменте своим малым грузовиком МАЗ- 547 (-537), напротив, сократил свою долю рынка с 12,5% до 10%.
       9 октября текущего года госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота  заявил, что профильные министерства урегулировали вопрос утилизационного сбора. Если это заявление на практике будет действительно реализовано, то мы увидим ощутимый рост продаж российской коммерческой техники.
       Пожалуй, это (отмена утилизационного сбора)  единственный реальный стимул для ускорения роста рынка коммерческой техники в настоящий момент. Мой прогноз на 2015 год: рынок коммерческой техники в стране будет по-прежнему находится в состоянии стагнации.  При этом доля российских производителей существенно вырастет как за счет ослабления российского рубля, так и за счет возможного решения вопроса о взимании утилизационного сбора при ввозе транспортных средств из России.
       Вступающий  в силу с 1 января 2015 года Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» вынудит уйти с рынка коммерческой техники мелких игроков, но на общем объеме продаж это сильно не скажется.
       В заключение еще раз подчеркну: без ускорения темпов экономического роста ждать возрождения рынка коммерческой техники не стоит. В общем, как рулюем, так и едем…



Комментариев нет:

Отправить комментарий