четверг, 20 ноября 2014 г.

Рынок Беларуси поделен российскими дилерами и дилерами российских автопроизводителей



       85% внутреннего спроса  страны на рынке новых легковых автомобилей в октябре текущего года обеспечивало  развитие российской экономики
       При этом из 3738 зарегистрированных в Беларуси новых легковых автомобилей около 38% куплено в российских автосалонах. Еще 47% - ввезенные из России белорусскими дилерами автомобили. И лишь 15% рынка новых легковых автомобилей контролируется независимыми от российского автопрома дилерами Беларуси.
       Битва за рынок проиграна не сегодня. И оценки итогам этой битвы с точки зрения национальных интересов давать не мне. Но прежде, чем присяжные вынесут вердикт, позвольте пару риторических вопросов.
       А стоит ли овчинка выделки?
       Последние пару лет финансовая емкость рынка новых легковых автомобилей в стране превышает 600 млн. долларов. При этом совокупная выручка в смежных с торговлей автомобилями сферах деятельности (запчасти, сервис, кредитование, страхование, реклама, сертификация и т.п.) составляет сопоставимую сумму.
       Это, конечно, не нефтяные пошлины, но, согласитесь, кое-что…
       Какая разница для страны, для экономики, для бюджета где купит автомобиль белорусский покупатель?
       При средней цене реализуемого автомобиля в $22000 только сумма НДС, не поступившего в бюджет нашей страны, а в бюджет страны-соседки, составит $3674. Еще минимум $540 не получит белорусский бюджет из-за разницы ставок утилизационного сбора при ввозе автомобилей гражданами и дилерами. Иные корпоративные налоги и сборы, налоги и отчисления с фонда оплаты труда занятых у автодилера работников, а также и то, и другое в смежных сферах деятельности дадут еще пару тысяч долларов с одного автомобиля. Осталось перемножить…
       Зачем дилерам «провинциальной Беларуси» сохранять прямые контракты с изготовителями?
       Какая мол разница: псковский дилер, смоленский дилер, белорусский дилер… Разница существенная. И для бюджета тоже. Она примерно такая же, как разница между белорусским МАЗом и белорусским Джили с точки зрения значимости для экономики. У этих изготовителей скоро уже и объемы сравняются, а вот создаваемая в стране добавленная стоимость – никогда.
       Так и у дилеров. Если ты занимаешься дистрибуцией, то твоя добавленная стоимость включает расходы на логистику, распределение, маркетинг и т.п. В этих процессах задействованы и десятки государственных органов и организаций.
       Если же ты белорусский дилер российского дистрибьютора, то функции твои ограничены в основном задачами розничной торговли. Отсюда и добавленная стоимость, создаваемая в стране, не велика.
       На сколько отличаются суммы вывозимой из страны валюты в различных сегментах рынка?
       Больше всего валюты в расчете на один и тот же автомобиль вывозит белорусский покупатель, приобретающий автомобиль в автосалоне за рубежом. В том числе, в России.
       Более «экономичными»  для платежного баланса страны являются белорусские дилеры российских дистрибьюторов. Примерно на сумму НДС, утилизационного сбора и дилерской скидки.
       Минимум валюты из страны вывозят прямые дистрибьюторы автопроизводителей. Они оплачивают в валюте другой страны лишь таможенную стоимость товара при ввозе из-за пределов Таможенного союза или покупную стоимость у автопроизводителей России и Казахстана.
       И прежде чем вы будете выносить вердикт, господа присяжные, хотел бы напомнить, что легковой автомобиль не просто мототележка, а важнейший атрибут статусности белоруса. В каком-то смысле, это не менее социальный товар, чем кефир и молоко.
       Но если рынки кефира и молока у нас надежно регулируются, то на автомобильном уже не заставишь цены опустить, а ассортимент нарастить. Стоит ли после этого обвинять граждан в обвале курса национальной валюты? И те 30 миллионов долларов, которые утекли в октябре из наших обменников в автосалоны России, не есть ли повод для беспокойства государственного регулятора автомобильного рынка? А кстати, кто он?!
       По оценкам специалистов окончательный разгром независимых белорусских дилеров будет завершен в 2015 году. Ведь к 1 января 2016 года российские официальные представители автомобильных марок получат Одобрения типа Таможенного союза по новому техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Документ составлен так, что заявителем на сертификацию автомобиля может быть лишь одно лицо во всем Таможенном союзе! А как же мы, белорусы?!
       Тоже получим. Наверное. Если попросим у …россиян. Думаете, после этого продолжение следует?...
       Я все сказал. Теперь можете бросать в меня камни…

Комментариев нет:

Отправить комментарий