85% внутреннего
спроса страны на рынке новых легковых
автомобилей в октябре текущего года обеспечивало развитие российской экономики
При этом из 3738 зарегистрированных в
Беларуси новых легковых автомобилей около 38% куплено в российских автосалонах.
Еще 47% - ввезенные из России белорусскими дилерами автомобили. И лишь 15%
рынка новых легковых автомобилей контролируется независимыми от российского
автопрома дилерами Беларуси.
Битва за рынок проиграна не сегодня. И
оценки итогам этой битвы с точки зрения национальных интересов давать не мне.
Но прежде, чем присяжные вынесут вердикт, позвольте пару риторических вопросов.
А стоит ли овчинка выделки?
Последние пару лет финансовая емкость
рынка новых легковых автомобилей в стране превышает 600 млн. долларов. При этом
совокупная выручка в смежных с торговлей автомобилями сферах деятельности (запчасти,
сервис, кредитование, страхование, реклама, сертификация и т.п.) составляет
сопоставимую сумму.
Это, конечно, не нефтяные пошлины, но,
согласитесь, кое-что…
Какая
разница для страны, для экономики, для бюджета где купит автомобиль белорусский
покупатель?
При средней цене реализуемого автомобиля
в $22000 только
сумма НДС, не поступившего в бюджет нашей страны, а в бюджет страны-соседки,
составит $3674. Еще минимум $540 не получит белорусский бюджет из-за разницы ставок
утилизационного сбора при ввозе автомобилей гражданами и дилерами. Иные
корпоративные налоги и сборы, налоги и отчисления с фонда оплаты труда занятых
у автодилера работников, а также и то, и другое в смежных сферах деятельности
дадут еще пару тысяч долларов с одного автомобиля. Осталось перемножить…
Зачем
дилерам «провинциальной Беларуси» сохранять прямые контракты с изготовителями?
Какая мол разница: псковский дилер, смоленский дилер,
белорусский дилер… Разница существенная. И для бюджета тоже. Она примерно такая
же, как разница между белорусским МАЗом и белорусским Джили с точки зрения
значимости для экономики. У этих изготовителей скоро уже и объемы сравняются, а
вот создаваемая в стране добавленная стоимость – никогда.
Так и у дилеров. Если ты занимаешься
дистрибуцией, то твоя добавленная стоимость включает расходы на логистику,
распределение, маркетинг и т.п. В этих процессах задействованы и десятки
государственных органов и организаций.
Если же ты белорусский дилер российского
дистрибьютора, то функции твои ограничены в основном задачами розничной
торговли. Отсюда и добавленная стоимость, создаваемая в стране, не велика.
На
сколько отличаются суммы вывозимой из страны валюты в различных сегментах рынка?
Больше всего валюты в расчете на один и
тот же автомобиль вывозит белорусский покупатель, приобретающий автомобиль в
автосалоне за рубежом. В том числе, в России.
Более «экономичными» для платежного баланса страны являются
белорусские дилеры российских дистрибьюторов. Примерно на сумму НДС,
утилизационного сбора и дилерской скидки.
Минимум валюты из страны вывозят прямые
дистрибьюторы автопроизводителей. Они оплачивают в валюте другой страны лишь
таможенную стоимость товара при ввозе из-за пределов Таможенного союза или
покупную стоимость у автопроизводителей России и Казахстана.
И прежде чем вы будете выносить вердикт,
господа присяжные, хотел бы напомнить, что легковой автомобиль не просто
мототележка, а важнейший атрибут статусности белоруса. В каком-то смысле, это
не менее социальный товар, чем кефир и молоко.
Но если рынки кефира и молока у нас
надежно регулируются, то на автомобильном уже не заставишь цены опустить, а
ассортимент нарастить. Стоит ли после этого обвинять граждан в обвале курса
национальной валюты? И те 30 миллионов долларов, которые утекли в октябре из наших
обменников в автосалоны России, не есть ли повод для беспокойства
государственного регулятора автомобильного рынка? А кстати, кто он?!
По оценкам специалистов окончательный
разгром независимых белорусских дилеров будет завершен в 2015 году. Ведь к 1
января 2016 года российские официальные представители автомобильных марок
получат Одобрения типа Таможенного союза по новому техническому регламенту
Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных
средств». Документ составлен так, что заявителем на сертификацию автомобиля
может быть лишь одно лицо во всем Таможенном союзе! А как же мы, белорусы?!
Тоже получим. Наверное. Если попросим у …россиян.
Думаете, после этого продолжение следует?...
Я все сказал. Теперь можете бросать в
меня камни…
Комментариев нет:
Отправить комментарий