Продажи новых легковых автомобилей в Беларуси второй год
подряд на рекордных уровнях. И второй год подряд автодилеры отменяют «Моторшоу».
Что на самом деле происходит на автомобильном рынке страны?
Для начала
определимся с терминологией. В последнее время принято считать, что у
автодилеров все растет. Только мало кто понимает - что?
Начну издалека.
Рынок легковых автомобилей Беларуси (ввозимых и производимых, новых и старых)
падает. И по итогам 2015 года падение
составит не менее 30% к уровню 2014 года.
Это означает,
что в страну впервые за многие годы было ввезено менее 100,0 тыс. легковых
автомобилей, а вывезено из страны в оплату автомобильного импорта менее 1,0 млрд.
долларов США.
При этом продолжается увеличение доли новых
автомобилей, что позволило нашей стране в кои-то веки подняться в топ-25 Европы. При этом доля ввоза
«бэу» по-прежнему явно не европейская и составляет около половины общего рынка.
Результат «фифти-фифти» вполне мог бы
порадовать официалов и добавить сладенького худому бюджету. Если бы их мухи не
прилетели на наши котлеты.
К сожалению, доля прямых продаж российских автодилеров
белорусским покупателям в прошлом году продолжала расти и в целом по году
составила около 45 %. Напомню, год
назад дилеры надеялись на треть. Не свою, их
треть.
В итоге дилеры
БАА остались практически при своих: дилерские продажи легковых автомобилей
выросли всего лишь на 5%. И на том спасибо. Если бы не некоторые «но».
Статистика
Белстата утверждает, что почти 90%
импорта легковых автомобилей в прошлом году осуществлялось из одной страны.
Напомню, что годом ранее доля этой страны составляла 66%. А в 2013 году из России ввозилось всего-то 16 %. Так что, не ГАЗОМ единым (размер шрифта – по
усмотрению читателя)…
Белорусским
автодилерам ничего другого не оставалось, как быть в тренде. Или умереть.
Немногие предпочли второе. Как следствие, выжившие прекратили прямые контракты
с изготовителями из-за пределов Таможенного союза и на сегодняшний день по сути
своей обрели статус обычного регионального пророссийского дилера.
Это позволило
иметь конкурентные цены и существенно сократило дилерскую маржу. А также
изменило расклад сил среди самих автодилеров. Более подробно об этом расскажет
БАА на пресс-конференции в феврале. Скажу лишь, используя модное словечко, что
такой волатильности дилерских продаж
в разрезе отдельных марок не было никогда. А уровень монополизации авторынка
явно зашкаливает: топ-10 дилеров
обеспечили 92 % дилерских продаж, а доля ввозимых из России автомобилей в
продажах дилеров Беларуси превысила 85%.
Справедливости
ради, даже у тех, кто в «топе», как в известной юмореске, не вчерашние «раки по
«пять», а нынешние – по «три». Кто не в «топе», тем явно не до шоу и не до
жиру. Хоть сам раком становись. В итоге,
посовещавшись, те и другие решили второй год подряд «Моторшоу» не проводить.
Существенное, почти в два раза, за год с хвостиком, падение выраженных в «уе» цен на новые автомобили привело к
доминированию на рынке сделок в бюджетном сегменте. В топ-5 самых популярных среди белорусов моделей новых автомобилей
все иномарки из сегмента «до десятки». И эти пять моделей (Duster, Logan, Sandero, Polo, Accent\Solaris)
обеспечили 35% всего рынка новых
легковых автомобилей!
Маржинальность
продаж дешевых автомобилей соответствующая, а основной контингент покупателей –
вчерашние владельцы «бэу» с характерной обреченностью к гаражному сервису.
Лакомства ни в продажах, ни в обслуживании дилерам в этом сегменте не остается.
И не могу не
отметить еще одну характерную особенность рынка: растущий спрос на кроссоверы. Вчерашние владельцы седанов и
хетчбеков стремятся пересесть на что-то подобное, но с приличным клиренсом,
внедорожными свесами, характерной внешностью (и, как правило, не более того). При
этом в лидерах по темпам роста сегмент SUV-B (B-cross, SUV-mini).
Все бы ничего.
Если бы рынок новых автомобилей с пугающей скоростью третий месяц подряд не
катился вниз. Можно смело утверждать, что сокращение
авторынка в этом году будет измеряться двузначной цифрой, а топ-25 так и
останется лучшим результатам за многие и на многие годы.
Так что, show must go on! Только не в этом году. А смогут ли автодилеры
провести «Моторшоу» в 2017-ом станет ясно уже во втором полугодии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий