Рынок легковых автомобилей в стране идет
на спад. По итогам года импорт легковых автомобилей в страну упадет минимум на
30%. И, конечно, небольшое собственное производство в Борисове и Опчаке
серьезно повлиять на ситуацию не сможет.
В первом полугодии «падал» только рынок
подержанных авто. Во многом из-за существенного падения реэкспорта в Россию. Во
втором полугодии «в минус» ушел и рынок дилерских продаж новых легковых
автомобилей. Вероятнее всего, белорусским дилерам не удастся повторить
результат прошлого года.
В чистом выигрыше от сокращения серого
рынка «перекупов» оказались российские дилеры. Если в прошлые годы ввоз из
России новых автомобилей был на незначительном уровне, то уже за полгода
россияне смогли получить 20% рынка продаж новых легковых автомобилей в нашей
стране.
Часть «перекупов» и фирм, занимавшихся
ввозом под заказ автомобилей из Европы и США, сейчас переориентировались в
восточном направлении. Это хорошо, что в этой сфере появились профессиональные
посредники, плохо то, что они по прежнему не платят налоги со всех доходов и не
дают развиваться законопослушным участникам рынка.
К сожалению, тревожная тенденция быстрой
потери огромного потребительского рынка страны пока никак не беспокоит власти
Беларуси. Многочисленные обращения автодилеров и предпринимательских союзов
пока больше похожи на «глас вопиющего в пустыне».
Как бы не вел себя рынок вцелом, но
определенные тенденции прослеживаются по-прежнему. Одной из них является рост
популярности среди белорусов автомобилей с повышенными внедорожными свойствами.
В текущем годы такие автомобили формируют около трети всех продаж
новых авто в Беларуси. Хотя лет шесть-семь тому назад их доля не превышала
четверти рынка.
Кризис влияет на предпочтения и покупки
белорусов. Если в 2008 году самым популярным среди новых SUV
был Volkswagen
Touareg, то сейчас
лидеры продаж – это кроссоверы средних и малых размеров, такие как Renault
Duster, Renault Sandero Stepway, Kia Sportage, Emgrand X7, VAZ Niva и другие.
Лидерами же по динамике роста продаж
среди новых SUVв январе-августе текущего года являются китайская модель Emgrand
X7, Mitsubishi ASX, Toyota RAV4.
Сегодня спрос на рынке новых SUV
сосредоточен в ценовом
диапазоне от 15 до 25 тысяч долларов. Конечно, большинство автомобилей в этом
сегменте обладают ограниченными внедорожными свойствами. Кроме коротких свесов
кузова, увеличенного клиренса и незначительного защитного «обвеса» в таких
автомобилях больше ничего внедорожного можно и не найти. Но может и этого
достаточно в условиях городской эксплуатации.
Из «настоящих внедорожников», то есть
автомобилей имеющих не только полный привод, но и раздаточную коробку,
блокировку дифференциала, рамную конструкцию и т.д., в указанном ценовом
сегменте сегодня можно приобрести только UAZ Patriot и Great Wall
Hover (Haval).
Среди автомобилей сегмента SUV
доля производимых в
Таможенном союзе меньше, чем в целом по рынку. Если в сегменте бюджетных
седанов доминируют только автомобили, собранные в России и Беларуси, то среди SUV
такого подавляющего
превосходства не наблюдается.
Думаю, что популярность сегмента
внедорожных машин в Беларуси будет сохраняться в ближайшие годы. При этом
активнее будут совершаться покупки SUV-B-класса, хотя лидерство, бесспорно,
останется за автомобилями SUV-C.
В последние годы хорошую динамику
продаж показывают китайские марки. Если по итогам 2013 года быстрее всех росли
продажи китайской Chery, то по итогам 2014 года лучшую динамику покажет Geely,
а самым продаваемым в
сегменте SUV может стать Emgrand X7. Правда, самый продаваемый, еще не значит – самый популярный.
Ведь львиную долю продаж продукции СП
«БелДжи» обеспечивают государственные закупки.
Если говорить о ценах, то сейчас они
находятся на минимуме под давлением ряда факторов. В первую очередь, это спад
на автомобильных рынках России и Беларуси и существенная девальвация российской
валюты. Остатки будут проданы и ценники на автомобили вернуться на уровень
нормальной маржинальности автодилеров.
Сейчас сложно делать какие-либо погнозы.
Влияние политики на экономику велико, как никогда. Но я не исключаю, что спад
на рынках легковых автомобилей в Таможенном союзе продолжится в 2015 году. И
пожалуй, только у Беларуси есть еще резерв для поддержки продаж национальных
дилеров за счет сокращения ввоза «бэу» автомобилей. Сегодня рынок Беларуси
поделен между новыми и бывшими в употреблении легковыми автомобилями примерно
поровну, имея ввиду первичные продажи.
Инструмент для решения проблемы «бэу»
уже существует. Вступающий в силу с 1 января 2015 года технический регламент
Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» введет
процедуру сертификации автомобилей, ввозимых физическими лицами. Воспользуются
белорусские власти этой возможностью или нет, покажет время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий