Ленты ведущих информагенств облетела
новость, претендующая на сенсацию. Белстат опубликовал данные о внешней
торговле за январь-июль, и выяснилось, что импорт
легковых автомобилей из России в Беларусь вырос в июле в 8 (!) раз
относительно среднемесячного показателя текущего года.
За один только июль юридическими лицами
ввезено из России 10 679 легковых автомобилей, при этом за предыдущие
шесть месяцев всего 7 829 шт.
Очевидно, что всплески рыночной
коньюктуры такие мощные потоки не формируют.
Итак, кто ввозил?
Ответ очевиден, организации, подающие статистические
декларации.
Что ввозили?
С учетом действующих запредельных ставок
утилизационного сбора на «бэу» автомобили для юридических лиц смею
предположить, что это новые легковые автомобили.
Кому и зачем нужно было на порядок увеличить импорт автомобилей именно
из РФ?
Если это не ошибка Белстата, то
напрашивается лишь один ответ: ввоз осуществлялся с целью успеть принять на учет легковые
автомобили до даты вступления в силу нынче популярного у импортеров Указа №
361.
Если это предположение верно, то
белорусский бизнес в очередной раз продемонстрировал способность обходить любую
непродуманную затею чиновников.
Почему из РФ?
С момента появления Указа 361 до даты вступления его в силу
было слишком мало времени, чтобы привезти автомобили издалека. Да и в
отсутствие таможенной границы с Россией фактический ввоз и «бумажный ввоз»
могут отличаться. В столь короткие сроки дополнительно произвести и ввезти в
Беларусь большой объем автомобилей было невозможно. Такие автомобили должны были стоять уже
произведенные на «стоках» резидентов Российской Федерации.
Импорт легковых автомобилей в июле из
других стран остался примерно на уровне июня.
Какова выгода ввозивших импортеров?
Учитывая объемы ввоза, импортеру можно
больше не ввозить автомобили до конца года и избежать негативного воздействия
нормы пп.1.5. Указа. То есть весь ввозной НДС будет приниматься к вычету в
общем порядке.
В чем недостатки подобной «оптимизации»?
По ввезенным автомобилям пришлось сразу
(по сроку 22 августа) уплатить большую сумму НДС. При стоимости ввезенных в
июле автомобилей 157 916,6 тыс. долларов сумма НДС составила
31 583,32 тыс. долларов. Зато наверняка в октябре, а может еще и в январе
2015 года платежей в бюджет по НДС у импортера не будет.
В этом, соответственно, выгоды и проблемы для бюджета. В
августе бюджет внепланово пополнили, в последующие налоговые периоды от данных
плательщиков платежей не будет.
Спровоцированный (заметьте, возможно принятым
для борьбы с импортом(!) Указом 361) большой импорт автомобилей в июле потребуется
оплатить. А это - избыточное давление на резервы НБ РБ и курс в конкретном
периоде.
Ввоз
легковых автомобилей физическими лицами, включая новые и «бэу», в том числе
из Российской Федерации, остался на
обычном среднемесячном уровне – 3 572 автомобиля. Да и продажи новых
легковых автомобилей в июле-сентябре выросли всего на 20% к соответствующему
периоду прошлого года.
Поэтому не стоит полагать, что большой
импорт в июле означает рост рынка продаж легковых автомобилей.
Если
мое предположение о «регулирующем воздействии» Указа 361 на импорт в
июле верно, то статистика августа покажет резкое падение импорта из России.
Поживем-увидим…
Комментариев нет:
Отправить комментарий