четверг, 8 января 2015 г.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПО-БЕЛОРУССКИ: СВОИХ АВТОДИЛЕРОВ ЗАМЕСТИЛИ РОССИЙСКИМИ



       Не успели правительственные чиновники сесть на новые места, как бизнес снова услышал о готовящихся мерах по борьбе с импортом. Господа, может сначала оценим эффективность предыдущих?!
       Итак, рынок новых легковых автомобилей в Беларуси показал олимпийский результат. Впервые в национальной автомобильной истории, от первого парового дилижанса  до люкскаров «Бентли», продажи новых «легковушек» превысили … 45 тыс. штук!
       А результат четвертого квартала прошлого года (около 23 тыс. ед.) станет на долгие годы не достижимой путеводной звездой для автодилеров. Это в 2,6 раза больше, чем годом ранее и выше уровня годовых (!) продаж всех лет,кроме 2008 и 2013гг. На фоне реализуемых правительством ограничительных мер, вроде Указа № 361, право-слово, даже как-то и смеяться неудобно…
       Однако правительство добилось своего. Продажи, а стало быть и импорт легковых автомобилей автодилерами – членами Белорусской автомобильной ассоциации, в четвертом квартале не только не вырос, но и снизился на 5% к соответствующему периоду прошлого года. А доля продаж белорусских дилеров в октябре-декабре 2014 года снизилась до неприличных 27% объема рынка.
       Доля дилера «отечественного» автомобиля Geely, до последнего державшегося в пятерке лидеров рынка, рухнула до 4,5%. И это далеко  не худшая «доля»…
       Другими словами, зажатые распродажами российских автодилеров и ограничениями собственных властей, дилеры Беларуси удовлетворили менее трети спроса на легковые автомобили. В очередной раз кошельки наших граждан, наполняемые валютой из обменников белорусских банков, опустели в автосалонах другой страны.
       Если это и есть цель принятых мер по ограничению импорта, то цель достигнута. Пока не вышла очередная порция официальной статистики, сделаем предположение, что сумма вывезенной из страны валюты в оплату легковых автомобилей в 4-ом квартале превысила 0,7 млрд. долларов. Напомню, в воскресном эфире 21 декабря на центральных телеканалах страны экс-премьер-министр Михаил Мясникович посетовал на широкой публике, что только за октябрь-ноябрь вывезено в оплату легковых автомобилей 320 млн. долларов. На тот момент премьер еще не знал, что декабрьский ввоз автомобилей превысит результат двух предыдущих месяцев вместе взятых.
       Что такое для экономики страны и ее бюджета 700 млн. «зеленых» (об экономике дилеров умалчиваю, их судьба никого не интересует, кроме них самих)?
       Для поставки на внутренний рынок аналогичного количества легковых автомобилей официальные дилеры Беларуси вывезли бы из страны минимум на треть меньше валюты. То есть снизили бы нагрузку на ЗВР страны миллионов на 230-240. О причинах  существующей разницы в сумме вывозимой валюты специалистами говорилось  уже неоднократно.
       В составе указанной суммы есть налог на добавленную стоимость. С учетом российской ставки 18% в бюджет другой страны наши покупатели уплатили 106,78 млн. долларов. Соответственно бюджет нашей страны этих денег не получил.
       Как, впрочем, недополучил и 7-8 млн. долларов утилизационного сбора. Напомню, при ввозе гражданами легковых автомобилей для личного потребления ставки составляют 2000 и 3000 российских рублей за новый и бывший в употреблении легковой автомобиль соответственно. Для автодилеров ставки по наиболее ходовым моделям стартуют от 26 800 российских рублей.
       Такие «мелочи» для бюджета, как прочие налоги и сборы, отчисления в ФСЗН с зарплаты работников автодилеров мы в расчет не берем, хотя и здесь «упущенная выгода» бюджета исчисляется десятками миллионов долларов. Заметьте, только в одном квартале одного года.
       Да что я все о деньгах?! Братская дружба и не такого стоит…Так-то оно так. Только нынче денег почем зря никто не дает. И каждая копейка упущенного спроса на своем внутреннем рынке – минус национальному регулятору этого самого рынка.
       Ссылки на некие объективные причины и обязательства нашей страны в рамках интеграционных объединений не выдерживают никакой критики. Мы вполне можем регулировать свой внутренний рынок, не наступая на больной мозоль соседей по интеграции. А иногда и наступить не мешало бы…
       Все в том же четвертом квартале 2014 года доля новых «легковушек», которые не были произведены или не были  ввезены из Российской Федерации, в том числе и через белорусских дилеров российских автопроизводителей, не превышает и 10%! То есть спрос на авторынке Беларуси давным-давно работает на благо автомобильной промышленности России. Разве этого мало? И зачем же так регулировать рынки, что и соседняя торговля автомобилями (а также телевизорами, холодильниками и т.д. и т.п.) процветает при стагнации собственной?
       Представляете, что такое плюс 0,7 млрд. долларов, то есть около 7,7 трлн. рублей для нашей розничной торговли и ВВП в целом?! Не менее 8-9% квартального розничного товарооборота всей страны!
       Критически настроенный читатель отметит, что массовый ввоз автомобилей из России, дескать, следствие обвала курса российского рубля. Отчасти это так. Да только ведь прямые продажи российских дилеров в Беларусь появились не вчера. А цунами российского кризиса лишь сделала проблему очевидной для тех, кто раньше ее не хотел замечать.
       Стоит пытливому читателю порыться в материалах моего блога только за прошедший год – и станет ясно, что о нарастающей угрозе потери внутреннего автомобильного рынка автодилеры говорят давно. Шепотом. Как бы чего не вышло.
       Может разоряющая бизнес давка на авторынке-2015 заставит перейти на крик?..Ведь медленное сползание дилерских продаж в 2014-ом грозит обернуться настоящим обвалом рынка в 2015-ом…
      


Комментариев нет:

Отправить комментарий