понедельник, 8 июня 2015 г.

Побегут ли вкладчики за автомобилями?

       На фоне камнем падающего авторынка Российской Федерации белорусский всю зиму и весну демонстрировал завидный рост. Да еще какой! Прироста в 129% (!) квартал к кварталу история страны еще не знала.
       Гордость распирает за наших! ВВП вместе с реальными доходами падают, а покупки новых автомобилей на рекордных уровнях.  При этом рост продаж обеспечили бюджетные седаны стоимостью около S10 000, потеснившие рынок «бэу» автомобилей.
       Например, доля «большой пятерки»: Renault Logan, Renault Sandero, VW Polo Sedan, Hyundai Accent (Solaris), KIA Rio, в январе-мае 2015 года выросла до 31,63 % рынка новых «легковушек» с  24,54% в соответствующем периоде прошлого года (СППГ).
       При этом только 38 % продаж белорусской «Big Five» обеспечено белорусскими дилерами. Остальное же ввезено из Российской Федерации.
       Белорусы не упустили шанс и воспользовались демпинговыми ценами российского (да и белорусского) рынка. Необходимость ехать за подержанной 3-5 лет иномаркой за рубеж попросту отпала. По данным Белстата это привело к падению ввоза физическими лицами легковых автомобилей из-за пределов Таможенного союза в 5 раз в первом квартале 2015г. относительно СППГ.
       Дешевые бюджетные иномарки из России, в том числе реализуемые белорусскими дилерами, потеснили рынок «бэу» автомобилей в стране и стали основным драйвером роста рынка в последние полгода.
       Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Рост цен российских поставщиков и курса российской валюты по отношению к белорусскому рублю привели к резкому спаду покупок легковых автомобилей уже в мае. Впервые с ноября прошлого года общий рынок новых легковых автомобилей «ушел в минус». И российские товарищи не помогли…
       Смущает не результат, а скорость падения. В мае в 3 раза меньше, чем в январе! К сожалению, нет никаких оснований полагать, что это уже дно авторынка.
       Если ценовое дно рынок уже прошел, то минимум продаж нас еще ждет впереди. Очевидно, что с учетом эффекта высокой базы прошлого года, все оставшиеся месяцы года нынешнего мы будем иметь отрицательный относительный результат.
       Сейчас речь о другом. Когда продажи новых легковых автомобилей достигнут абсолютного минимума? И что это будет за минимум? И какова доля в этих продажах будет обеспечена национальными дилерами? Не исключаю, что дилерские продажи 1500-1600 легковых автомобилей будут печальной реальностью летнего затишья.
       Сжатие внутреннего рынка в целом приводит к долгожданному росту доли продаж белорусских автосалонов. Напомню, в декабре 2014г. прямые продажи российских автодилеров достигали 83%. Но уже в мае этого года их доля упала до 20 %.
       Рано радовались. Кто с  мая, а кто с июня – российские автопроизводители пошли на массовое снижение цен. И стремительно слабеющий российский рубль лишь усиливает стимулы для белорусов снова ринуться в соседнюю страну за автомобилями.
       Вот только есть ли еще кому? Похоже, что покупатели со сбережениями на руках (в банках, чулках, огородах) тают, как весенний снег. И все больше покупателей нуждаются в кредитной (лизинговой) поддержке при покупке автомобиля. Конечно, этот сегмент рынка работает исключительно на продажи отечественных автосалонов.
       Но есть одно но, которое может не только обрушить всю вышеизложенную логику развития рынка, но и, как у нас принято, валютный курс с доходами-сбережениями, а заодно и дельта-банками.

       На фоне заслуживающего уважения упорства Национального банка по принуждению «депозитной ставки к миру» курс национальной валюты к любимому всеми белорусами доллару США ослабел за месяц на 7,5 %. То есть в годовом исчислении аж на 90%!
       Конечно, колебания курса в моменте - это еще не повод выносить последнюю валюты страны из «обменников», тем более, что вряд ли это уже будет позволено сделать. Но вполне достаточный импульс для части вкладчиков «депозитной пирамиды» на выход «из белки». При этом, кто-то покупает валюту, кто-то - квартиру, ну а некоторые предпочитают ухватить за хвост «старые цены» на автомобили.
       Таких набегов на дилерские автосалоны за последние годы было не счесть. Если оставить для истории скупки автомобилей в периоды девальваций, то обычные волны потребительского страха накатывали на дилерские салоны примерно при текущем уровне ставок по сбережениям в национальной валюте. Например, сонный летний июль в 2013 и 2014 годах давал нехарактерно высокие продажи дилерским салонам.

       Был бы повод, а за народом не заржавеет. Наши люди – народ тренированный в забегах на короткие дистанции. Не чета некоторым… 

Комментариев нет:

Отправить комментарий