суббота, 12 июля 2014 г.

Итоги полугодия: белорусский авторынок растет, российский падает



       Предварительные статистические данные позволяют с полной уверенностью утверждать, что рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей страны продолжает уверенный рост. Напротив, российский рынок ускоряет падение.
       Похоже, белорусский авторынок нацелился на рекорд. И хотя с введением утилизационного сбора ( и не только) темпы его роста в текущем году стали замедляться, но они по-прежнему внушают оптимизм – +37,5% (+3860 ед.)  за полугодие в сегменте легковых автомобилей к соответствующему периоду прошлого года.
       А вот продажи легких коммерческих автомобилей рухнули на 24,4% (-587 ед.). Состояние реального сектора экономики оставляет желать лучшего.
       В целом же рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в итоге вырос на четверть по отношению к первому полугодию 2013 года и едва не достиг 16 тыс. ед..
       А что у них? Рухнувшие надежды и рухнувший рынок. По данным Комитета автопроизводителей AEB за полугодие российский  рынок упал на 7,6%, а в июне ушел в пике – минус 17,3% к июню 2013 года. Хуже бывало только в кризисном 2009-ом.
       Вот тебе и «зеленые человечки»… При чем не только те, что форму в хозтоварах покупают, но и те экологи, что ратовали в 2012-ом  за защиту окружающей среды и «попросили» Президента России защитить утилизационным барьером все зеленое в этой стране.
       Утилизационный сбор – тема отдельная и не простая. Но именно утилизационный сбор привел к несоразмерному по глубине падению национальных российских марок как на российском, так и на белорусском рынке.
       Оно и понятно. Сумма утилизационного сбора на фоне цены Мерседеса это одно, а на фоне цены УАЗа-«буханки»  – это уже почти четверть ее стоимости. Вот и получается, продажи МВ в РФ выросли на 19%, в Беларуси – на 15%, а продажи УАЗа упали: в РФ на 22%, в Беларуси – на 45%. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда… Импорт процветает, национальный производитель сокращает производство. Вроде не бездельники – и могли бы жить, им бы этот сбор взять, да отменить…
       От их мух вернемся к нашим котлетам. Понимаю, что пахнут они на фоне сжатия российского рынка вкусно. Вот и летят… Но уже меньше. Раза в два. По итогам июня доля прямых продаж российских автосалонов на белорусском авторынке снизилась процентов до 15%.
       Схемы те же. Во-первых, доверчивые граждане по-прежнему «ведутся» на недобросовестную рекламу в духе «машина за полцены». А во-вторых, зеленые человечки прижились и у нас (см. материал «Зеленые дилеры»). Власти их в упор стараются не замечать, а к заявлениям автодилеров в нашей стране никто никогда серьезно не прислушивался.
       И тем не менее, часть прироста продаж обеспечена национальными дилерами.  Единственным серьезным драйвером роста является сокращение ввоза «бэушек». Думаю, после визита Главы белорусского государства А.Г. Лукашенко на СЗАО «БелДжи» динамика падения ввоза подержанных автомобилей в стране лишь ускорится.
        В этой связи рост продаж был, есть и будет в основном за счет «бюджетных» моделей. Абсолютными лидерами продаж по-прежнему являются городские и внедорожные автомобили В и С-классов, производимые в Таможенном союзе.
       Основная интрига этого года, кто кого в легковом сегменте «сделает»: Renault Volkswagen или наоборот. Продажи Geely слишком чувствительны к самочувствию бюджета страны и отдельных ну очень крупных монополий и вряд ли могут претендовать даже на место в тройке.
       Как поведет себя рынок дилерских продаж  во втором полугодии? Полагаю, что белорусский продолжит расти высокими темпами. Если, конечно, очередная девальвация там или очередной одиозный запрет импорта здесь не испортят гармонию роста.
       А вот 2015-й – это будет уже совсем другая история…Но у нас не принято так далеко заглядывать…
      

Комментариев нет:

Отправить комментарий