вторник, 3 марта 2015 г.

Указ № 99: чем хуже, тем лучше?

       Изъятие в бюджет на 90 дней ввозного НДС у импортеров продлено до конца года, несмотря на протесты бизнес-сообществ. Чем отличается норма нового Указа от прежней?

       Во-первых, правительство в этот раз «посоветовалось» с бизнесом, направив ведущим объединениям нанимателей проект Указа. И, несмотря на протесты бизнес-союзов, продлила одиозную норму до 31 декабря 2015 года.

       Во-вторых, в отличие от пп.1.5 Указа № 361 нормам Указа Президента от 26 февраля 2015г. № 99 придана обратная сила. Власти не постеснялись распространить свои требования к импортерам с 1 января текущего года, хотя Указ опубликован в первых числах марта. Респект, читаем дальше Директиву № 4 и с воодушевлением обсуждаем проект Директивы № 5.

       В-третьих, в отличие от нормы Указа № 361 требования Указа № 99 не распространяются на товары, ввозимые с территории государств, являющихся членами Евразийского экономического союза. Надеюсь, кто-нибудь уже посчитал, что дешевле: регистрация фирмы в Смоленске/ плата за транзит через российскую фирму или уплата кредитующему банку 50% годовых на 3-месячный ввозной НДС? И в том, и в другом случае часть добавленной стоимости (с налогами, занятостью и прочим) перемещается отсюда туда. Я вообще удивляюсь, что еще есть чему перемещаться… Ах да, мы ведь близки к первой тридцатке самых инвестиционно привлекательных экономик планеты! Простите, забыл…

       В-четвертых, перекрыты немногочисленные лазейки для комиссионеров, иных посредников. Уточнено, что передача товара в пределах одного юридического лица не позволяет избежать резервирования НДС в бюджете.

       И, в пятых, если Указ № 361 был вызван необходимостью сдерживания импорта и снижения давления на валютный курс, то Указ № 99 – реакция властей на плачевное состояние бюджета. Очевидно, что эффект от принятия Указа № 99 для внешней торговли и платежного баланса минимальный, если вообще о нем есть смысл говорить. Напомню, что после принятия 361-го ввоз легковых автомобилей удвоился, только при этом валюты вывозили не дилеры-импортеры, а обычные граждане.
       Все проще. Бюджет страны оказался не в состоянии вернуть импортерам уплаченный ввозной НДС. Последние суммы к вычету, то есть к возврату были бы приняты в апреле, но это оказалось проблематичным.
       Кстати, БНПА предлагала растянуть удовольствие принятия уже уплаченного ввозного НДС еще на один налоговый период, но такой вариант не был поддержан Минфином.

       В очередной раз хочется напомнить простую истину: если власти топят собственных импортеров, то граждане вывозят валюту в пользу импортеров другой страны. Евразийский союз, однако…

четверг, 26 февраля 2015 г.

Официальное сообщение о гималайской экспедиции белорусских альпинистов

       В рамках любительского альпинистского проекта «Семь вершин» с 30 апреля по 10 мая 2015 года состоится экспедиция на вершину горы Сток Кангри  (Stok Kangri), расположенную в горном массиве Гималаи на северо-западе Индии.

       Сток Кангри (6153м) входит в топ-10 наиболее интересных маршрутов для восхождения по версии Lonely Planet. Сезон восхождений: июнь-август.
       В составе группы белорусских альпинистов-любителей 25 участников, в том числе 13 женщин. Возраст участников от 18 до 60 лет. Среди восходителей люди разных профессий: врачи, журналисты, бизнесмены, юристы. В составе экспедиции и трое студентов.
      Белорусские альпинисты предполагают совершить восхождение по классическому маршруту по юго-западному гребню. В летний сезон восхождение на вершину не представляет технической сложности. Однако апрель-май являются крайне сложными месяцами для восхождения на Сток Кангри из-за глубокого снега и высокой лавинной опасности.

       Восхождение на вершину предполагается совершить без использования кислорода. Среднее атмосферное давление  на высоте вершины Сток Кангри составляет менее 50% от нормального давления на уровне равнинной Беларуси.
       Несмотря на то, что за спиной участников экспедиции есть скоростные восхождения без предварительной акклиматизации на вершины выше шести тысяч метров в течение одних суток, в предстоящем штурме вершины будет применена тактика восхождения в альпийском стиле, но с установкой двух промежуточных лагерей.
       Планируемая экспедиция является 15-й в рамках проекта «Семь вершин».
       Сроки ее проведения приурочены к 70-й годовщине Великой Победы. В случае успеха в канун дня Победы на вершине будет водружен национальный флаг суверенной Беларуси как символ свободы и независимости нашего государства.

       Руководитель экспедиции
       Сергей Варивода



вторник, 27 января 2015 г.

Авторынок-2015: голодные игры

       Сегодня уже мало кто не предрекал спад на авторынке. Если в начале года казалось, что ввоз легковых автомобилей в страну вряд ли превысит тысяч семьдесят, то финишный спурт белорусов был великолепен. За 11 месяцев 2014 года импорт уже достиг уровня предшествующего 2013 года, а по количеству вывезенной валюты даже превысил на 136 млн. долларов.
       Гадание на прогнозах в нашей стране дело не благодарное, но позволю себе предположить, что общий импорт легковых автомобилей в страну снизится вдвое. При этом почти так же, ну чуть меньше, процентов на 40-45%  может снизиться ввоз новых легковых автомобилей. А вот продажи дилеров, хотя и снизятся к уровню предыдущего 2014 года, но вряд ли падение  продаж превысит 20%.
       В отчаянной борьбе за свою часть авторынка дилеры будут поедать не только друг друга, но и более мелких игроков, работающих в сегменте новых и бывших в употреблении автомобилей. Исход борьбы дилеров между собой во многом будет зависеть от размера собственного капитала, финансовой модели конкретного дилера, доступа к российскому рынку автомобилей, доли доходов от сопутствующих услуг и послепродажного обслуживания в бюджете дилера данной марки.
       Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что в выигрышной позиции окажутся дилеры российских автопроизводителей, оплачивающие автомобили слабеющим российским рублем и имеющие льготный порядок уплаты утилизационного сбора.
       Импортерам из-за пределов Таможенного союза придется не сладко.
       Заявление дилеров об отказе от «Моторшоу» - первая ласточка. Не за горами сообщения о закрытии автосалонов или приостановлении деятельности дилеров. Хотя у нас это может происходить без лишнего шума.

       Исход этих «голодных игр» для отдельного автодилера во многом будет зависеть не только от условий поставок автомобилей, но и от степени развитости технического сервиса, трэйд-ин, продажи автокомпонентов, наличия привлекательных финансовых продуктов.
       Результат изнуряющей борьбы друг с другом разнокалиберных игроков авторынка во многом будет зависеть и от расположения к ним регулятора рынка. Важнейшей задачей автодилеров, БАА является укрепление к себе доверия со стороны власти. Это позволит начать не только слушать, но и слышать друг друга.
       От ситуации, когда власть критикует дилеров за монопольно высокие цены и требует «затянуть пояса», а дилеры не могут донести свои доводы в пользу защиты национального рынка до правительства, необходимо перейти к созидательному диалогу.
       Властям следует определиться, какое ведомство является регулятором автомобильного рынка. Сегодня – у семи нянек дитя без глаза. КГК, Минторг, Госстандарт, Минпром, Минфин, Минэкономики, МНС, Нацбанк… кажется, семь?
       Напрашивается некий «меморандум о взаимопонимании». Вы понимаете, что мы не жлобы и не вшивые блохи, мы понимаем, что на нас ложится определенная ответственность за развитие ситуации на автомобильном рынке и наполнение бюджета.
       Властям следует выбросить на свалку  надуманный лозунг о «социальности» покупки автомобиля электоратом и способствовать развитию цивилизованных продаж и сервиса в стране, а автодилерам не злоупотреблять своим положением на рынке и вовлекать в свои сервисно-сбытовые сети вчерашних «перекупов» и мелкий автосервис.
       Спектр жизненно важных вопросов, которые необходимо решить с пользой для бизнеса, бюджета и общества слишком велик, чтобы не начинать им заниматься еще вчера. От мер по ограничению ввоза «бэу» автомобилей старше 2007 года выпуска и оптимизации ставок утилизационного сбора, до особого порядка уплаты ввозного НДС импортерами и специального налогового режима при исчислении подоходного налога в отдельных сферах деятельности с высоким уровнем «теневой составляющей».
       Автомобильный январь многих отрезвил. Рухнувший раз в пять ввоз «легковушек» оставит бюджет без сладкого. Реакция будет обычной: что-нибудь забрать, что-нибудь не отдать, что-нибудь затянуть.

       Хотел бы ошибиться…Ведь голодные игры на автомобильном рынке Беларуси только начинаются… Может к осени полегчает. Ведь что у нас там по осени считают? Ах, да, опять цыплят…

среда, 21 января 2015 г.

Просьба в импортера не стрелять. От этого валюты больше не станет



       Земля слухами полнится. Журналисты пописывают, читатели почитывают, а правительство опять подумывает: «а не продлить ли нам на веки вечные норму п.1.5 Указа № 361?».
       А действительно, почему бы не продлить? И валюты меньше вывезут, и бюджет поддержим, да и импортозамещение обеспечим?
       Так ведь ни того, ни другого, ни третьего… Лозунг «дави импортера» очень удобен для минимизации издержек чиновничьего труда, но совершенно никуда не годится для открытой экономики. Хотим поставить забор из запретов и протекционистских мер? ОК, тогда что нам делать на общем рынке ЕАЭС?
       Ведь как-то смешно получается: после введения в действие Указа № 361 импорт новых легковых автомобилей в страну во втором полугодии вырос в 2 (!) раза относительно соответствующего периода предыдущего 2013 года. А вот ввоз этих автомобилей национальными импортерами действительно снизился на 7%.
       Предварительные оценки последствий такого регулирования для платежного баланса и бюджета я уже приводил ранее.
       Что же касается импортозамещения в автомобильной промышленности как нашей страны, так и других участников Евразийского экономического союза, то это тема для отдельного критического анализа. Уровень заявляемой большинством автопроизводителей локализации является чистой воды фикцией, самообманом. При корректном и правильном подсчете импортной составляющей в каждом из компонентов автомобиля мы увидим совершенно иные показатели. Импортная гайка, которая ввозится одной организацией и приобретает статус товара Таможенного союза,  после поставки на сборочный конвейер другой организации в составе шпульки от этого национальной не становится. Ну разве что «по бумагам».
       Осталось лишь посчитать разницу между тем, что отдает в бюджет «замещаемый» легковой автомобиль  и его «импортозамещающий производитель».  Несложно догадаться, что вклад импортера существенно выше. Говорят, пока…
       Не с импортерами, господа, надо бороться! А с безудержным желанием жить не по средствам. С ненасытной накачкой экономики ничем не обеспеченной денежной массой. С избыточным финансированием государственных инвестиционных программ, льготным кредитованием жилья и не только, с выплатой не заработанной заработной платы.
       Ничем не обеспеченные деньги мечутся между обменником и магазином, не патриотично предпочитая импортное. А в отсутствие приемлемого предложения от собственных импортеров несутся стремглав через восточную границу.
       Импортозамещение предполагает замещение производства, но с чего вдруг сферу обращения товара надо отдать соседям? По-моему, «случайное» совпадение выхода Указа № 361 с резким сокращением темпов роста розничной торговли (110,9% за полугодие, 106,6% за весь год) в нашей стране должно наводить на раздумья о судьбах ВВП-2015  и всего остального, что с ним связано.
       И прежде, чем продлевать «на новый срок» крайне болезненную для наших импортеров меру с «заморозкой» в бюджете на 90 дней ввозного НДС, следует десять раз просчитать последствия для каждого сегмента товарного рынка. Возможно, за батоном вы в Смоленск не побежите, а вот за автомобилем, бытовой техникой, мебелью и т.п. запросто. Тем более, что инфляция цен на эти товары в России еще долго будет отставать от глубины девальвации российского рубля.
       Сбережения белорусов на сегодняшний день позволяют приобрести не менее 500 000 новых легковых автомобилей. И нам не безразлично, в какой торговой сети они это сделают.
       Жаль, что кому надо не приходит в голову мысль:  вместо борьбы со своими импортерами лучше создать условия, при которых покупатели соседней страны к нам поеду. И я не имею ввиду очередную «корректировку курса»…


четверг, 8 января 2015 г.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПО-БЕЛОРУССКИ: СВОИХ АВТОДИЛЕРОВ ЗАМЕСТИЛИ РОССИЙСКИМИ



       Не успели правительственные чиновники сесть на новые места, как бизнес снова услышал о готовящихся мерах по борьбе с импортом. Господа, может сначала оценим эффективность предыдущих?!
       Итак, рынок новых легковых автомобилей в Беларуси показал олимпийский результат. Впервые в национальной автомобильной истории, от первого парового дилижанса  до люкскаров «Бентли», продажи новых «легковушек» превысили … 45 тыс. штук!
       А результат четвертого квартала прошлого года (около 23 тыс. ед.) станет на долгие годы не достижимой путеводной звездой для автодилеров. Это в 2,6 раза больше, чем годом ранее и выше уровня годовых (!) продаж всех лет,кроме 2008 и 2013гг. На фоне реализуемых правительством ограничительных мер, вроде Указа № 361, право-слово, даже как-то и смеяться неудобно…
       Однако правительство добилось своего. Продажи, а стало быть и импорт легковых автомобилей автодилерами – членами Белорусской автомобильной ассоциации, в четвертом квартале не только не вырос, но и снизился на 5% к соответствующему периоду прошлого года. А доля продаж белорусских дилеров в октябре-декабре 2014 года снизилась до неприличных 27% объема рынка.
       Доля дилера «отечественного» автомобиля Geely, до последнего державшегося в пятерке лидеров рынка, рухнула до 4,5%. И это далеко  не худшая «доля»…
       Другими словами, зажатые распродажами российских автодилеров и ограничениями собственных властей, дилеры Беларуси удовлетворили менее трети спроса на легковые автомобили. В очередной раз кошельки наших граждан, наполняемые валютой из обменников белорусских банков, опустели в автосалонах другой страны.
       Если это и есть цель принятых мер по ограничению импорта, то цель достигнута. Пока не вышла очередная порция официальной статистики, сделаем предположение, что сумма вывезенной из страны валюты в оплату легковых автомобилей в 4-ом квартале превысила 0,7 млрд. долларов. Напомню, в воскресном эфире 21 декабря на центральных телеканалах страны экс-премьер-министр Михаил Мясникович посетовал на широкой публике, что только за октябрь-ноябрь вывезено в оплату легковых автомобилей 320 млн. долларов. На тот момент премьер еще не знал, что декабрьский ввоз автомобилей превысит результат двух предыдущих месяцев вместе взятых.
       Что такое для экономики страны и ее бюджета 700 млн. «зеленых» (об экономике дилеров умалчиваю, их судьба никого не интересует, кроме них самих)?
       Для поставки на внутренний рынок аналогичного количества легковых автомобилей официальные дилеры Беларуси вывезли бы из страны минимум на треть меньше валюты. То есть снизили бы нагрузку на ЗВР страны миллионов на 230-240. О причинах  существующей разницы в сумме вывозимой валюты специалистами говорилось  уже неоднократно.
       В составе указанной суммы есть налог на добавленную стоимость. С учетом российской ставки 18% в бюджет другой страны наши покупатели уплатили 106,78 млн. долларов. Соответственно бюджет нашей страны этих денег не получил.
       Как, впрочем, недополучил и 7-8 млн. долларов утилизационного сбора. Напомню, при ввозе гражданами легковых автомобилей для личного потребления ставки составляют 2000 и 3000 российских рублей за новый и бывший в употреблении легковой автомобиль соответственно. Для автодилеров ставки по наиболее ходовым моделям стартуют от 26 800 российских рублей.
       Такие «мелочи» для бюджета, как прочие налоги и сборы, отчисления в ФСЗН с зарплаты работников автодилеров мы в расчет не берем, хотя и здесь «упущенная выгода» бюджета исчисляется десятками миллионов долларов. Заметьте, только в одном квартале одного года.
       Да что я все о деньгах?! Братская дружба и не такого стоит…Так-то оно так. Только нынче денег почем зря никто не дает. И каждая копейка упущенного спроса на своем внутреннем рынке – минус национальному регулятору этого самого рынка.
       Ссылки на некие объективные причины и обязательства нашей страны в рамках интеграционных объединений не выдерживают никакой критики. Мы вполне можем регулировать свой внутренний рынок, не наступая на больной мозоль соседей по интеграции. А иногда и наступить не мешало бы…
       Все в том же четвертом квартале 2014 года доля новых «легковушек», которые не были произведены или не были  ввезены из Российской Федерации, в том числе и через белорусских дилеров российских автопроизводителей, не превышает и 10%! То есть спрос на авторынке Беларуси давным-давно работает на благо автомобильной промышленности России. Разве этого мало? И зачем же так регулировать рынки, что и соседняя торговля автомобилями (а также телевизорами, холодильниками и т.д. и т.п.) процветает при стагнации собственной?
       Представляете, что такое плюс 0,7 млрд. долларов, то есть около 7,7 трлн. рублей для нашей розничной торговли и ВВП в целом?! Не менее 8-9% квартального розничного товарооборота всей страны!
       Критически настроенный читатель отметит, что массовый ввоз автомобилей из России, дескать, следствие обвала курса российского рубля. Отчасти это так. Да только ведь прямые продажи российских дилеров в Беларусь появились не вчера. А цунами российского кризиса лишь сделала проблему очевидной для тех, кто раньше ее не хотел замечать.
       Стоит пытливому читателю порыться в материалах моего блога только за прошедший год – и станет ясно, что о нарастающей угрозе потери внутреннего автомобильного рынка автодилеры говорят давно. Шепотом. Как бы чего не вышло.
       Может разоряющая бизнес давка на авторынке-2015 заставит перейти на крик?..Ведь медленное сползание дилерских продаж в 2014-ом грозит обернуться настоящим обвалом рынка в 2015-ом…
      


воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Девальвация по-белорусски

       Курсовая политика Национального банка в последние месяцы вызывала лишь удивление. Смешная формула «+10» на фоне обвала национальных валют в России и Украине, спада белорусского экспорта и хлынувшего в страну дешевого российского импорта говорила лишь об одном: внезапной девальвации в Беларуси не избежать.
       То, что несколько месяцев сходило с рук Центральному банку России, никогда не сойдет с рук Национальному банку Беларуси. Девальвационный эффект у нас уже заложен в гены и передается из поколения в поколение.
       Однажды в горах я видел, как маленький снежный комок, случайно сорвавшийся из-под ноги альпиниста, перерос в сметающую все на своем пути  лавину. С середины осени белорусам стало ясно: вопрос лишь в том, когда сорвется этот ком на финансовом рынке.
       На мой взгляд, после ухода российского рубля ниже уровня в 250 белорусских, следовало, разъясняя каждый  шаг и демонстрируя обывателю выгоду владения рублевыми сбережениями, начать ослаблять белорусский рубль более высокими темпами.
       Если мы готовы сегодня предложить вкладчикам 4% в месяц в рублях, то что мешало ослаблять белорусский рубль при таких вкладах на 2,5-3% в месяц? Это позволило бы удержать ситуацию под контролем. Тогда, но не сейчас. Это уже не комок, а огромный нависший карниз людского страха, недоверия и ожиданий.
       Ожиданий «окна» возможностей для конвертации своих сбережений в валюту. Забавно, правда, при всем недоверии к Западу в случае «шухера» мы все свое самое-самое доверяем западным финансовым системам. У нас не только сбережения, взятки и таможенные пошлины в валюте, но и обещания властей народу.
       То, что произошло 18 декабря 2014г., видимо, было мерой вынужденной. Очень хочется надеяться, что именно так, а не попыткой силовой демонстрации возможностей нашей системы перед собственным народом и внешним окружением.
       Но войдя в лабиринт вводимых ограничений и запретов, мы должны понимать, как будем выходить из этой ситуации к 1 февраля. Кто сказал, что паника уляжется, а вкладчики поверят властям? Инвесторами, или как у нас их принято называть «спекулянтами»,  движет жадность и страх. Сейчас страх явно доминирует.
       Вкладчик, вынужденно или добровольно «клюнувший» на 15-дневный депозит под 50% годовых  лишь ждет своего часа. Он ждет 1 февраля и отмены налога при покупке валюты.
       Если мы хотим, чтобы хоть какая-то часть вкладчиков «под 50%» осталась в рублевом пространстве, то уже сейчас необходимо предложить депозиты с фиксированной ставкой на 6-9 месяцев. Но это лишь ускорит нарастание «депозитной пирамиды» и приведет к резкому скачку кредитных ставок для реального сектора.
       Другой вариант: ускоренное ослабление курса Национального банка. Это позволит предупредить возникновение «черного рынка», множественности курсов, создаст условия для отмены налога при покупке валюты, но будет провоцировать панические настроения среди населения. Хотя, как знать, может все что могли, уже спровоцировали. Да и какая разница, ведь виновники девальвации уже названы.
       Продление действия Указа Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2014г. № 607 и постановления Совета Министров Республики Беларусь № 1207 от 19 декабря 2014г. №  на более продолжительный срок забьет последний гвоздь в крышку гроба реального сектора экономики.
       Такое ощущение, что разработчики этих двух документов всю свою злобу за провальную финансово-экономическую политику решили выместить на предприятиях.
       Фиксация рублевых цен на фоне скачкообразного увеличения валютных долгов и цен на импорт – жест красивый, но катастрофический по своим финансовым последствиям. Видимо так хотелось сделать побольнее импортерам, что впервые на моей памяти налог не относится на затраты, а уплачивается из чистой прибыли.
       Для компенсации потерь импортеру следует увеличить маржинальную прибыль на 36,6%. Так кто ж ему даст сохранить нормальную температуру, когда экономика перегрелась!
       Предвижу, что деловая активность сейчас пойдет на спад. Продажи автомобильных дилеров просто рухнут. При этом граждане будут продолжать «тягать» автомобили из России. Не зря нас посол РФ Суриков похвалил за «правильную политику»:  серьезно белорусы поддержали российский бизнес и российский же автопром.
       При этом посол не сказал, что Россия отгородилась от реэкспорта автомобилей из Беларуси еще с 1 января 2014 года, введя минимальные требования соответствия автомобиля экологическому классу Евро-5. В Беларусь же из России везут сегодня весь хлам, включая автомобили Евро-0.
       На мой взгляд, Национальному банку необходимо немедленно по упрощенной процедуре вернуть автодилерам разрешения на право торговли за валюту. Ведь цены на импортные автомобили растут, а курс в «обменнике» нет.
       Меры по ограничению вывоза валюты в Россию, о которых многие месяцы БАА и БНПА просили правительство, необходимо реализовать хотя бы сейчас. Ведь по оценкам Белорусской автомобильной ассоциации только в ноябре граждане вывезли из страны не менее 200 млн. долларов при покупке автомобилей. Что-то подобное мы наблюдали в 2011 году. И тогда, кстати, в обвале валютного курса тоже обвинили население…
       Специально для ЭГ

пятница, 19 декабря 2014 г.

Довозились



       Автомобильные дилеры прекратили продажи и переписывают ценники. За счет сбора при покупке валюты автомобили могут подорожать до 30%.
       Сбор за приобретение валюты включается в отпускную (розничную) цену, уплачивается из прибыли и является объектом обложения НДС (!). Учитывая, что задавленные демпинговыми ценами российского рынка многие дилеры имели нулевую маржинальную доходность, то  практически вся себестоимость автомобиля формировалась из расходов, оплачиваемых в валюте или привязанных к курсу валюты. Например, покупная стоимость автомобиля - в российских рублях, транспортные расходы с их высокой долей валютной составляющей будут проиндексированы близко к 30%, а утилизационный сбор дилером не уплачивается. В этом случае подорожание автомобиля для конечного потребителя может составить и более 30%.
       Сейчас практически все дилеры приостановили продажи и пересматривают цены. Мы – не российские автодилеры, которые «запрягали» несколько месяцев. Мы – люди тренированные. Что российскому дилеру хорошо, то белорусскому – смерть.!
      Наименьшее, а теоретически и нулевое подорожание, мы сможем увидеть у автодилеров, которые кредитовались исключительно в национальной валюте и не имеют не оплаченных обязательств в валюте перед поставщиками. Таких единицы. Если вообще существуют в природе.
       Но и повышение цен на 30% мгновенно остановит продажи. Обещанный мною обвал рынка наступит уже сейчас. Видимо, степень подорожания автомобилей различных марок будет определяться финансовой моделью работы дилера и текущим состоянием  его расчетов по обязательствам на данный момент. Полагаю, что повышение цен в дилерских салонах в среднем составит 25%.
       Не исключаю, что отдельные дилеры будут вынуждены пойти на расторжение ранее заключенных договоров на поставку автомобилей и возврат денег покупателям. Обоснованность подобных действий зависит от содержания этих самых договоров и готовности дилера идти на репутационные издержки.
       Сейчас автосалонам ох как бы пригодились разрешения Нацбанка на продажу автомобилей за валюту! Кто ж пойдет сдавать валюту по курсу Национального банка, а оплачивать дилеру в составе цены автомобиля 30%-й сбор к этому курсу? Вот и получается, пересчитанные по официальному курсу (и даже курсу банковского «обменника») автомобили дорожают.
       Власти довольны: дороже импорт – меньше нагрузка на курс. И при этом опять забывают очевидное: в условиях единого рынка наш внутренний спрос, да еще обеспеченный ранее купленной в наших же обменных пунктах валютой, по-прежнему будет обслуживать экономику другой страны. Ведь как ни крути, покупка автомобилей в российском автосалоне за счет имеющихся на руках валютных сбережений более выгодна.  
       Ну а что мы, растаскивающие из страны драгоценную валюту, дилеры-импортеры? Неужто еще живы?  
       А может ну его…Будем все торговать «белорусскими» Geely, а остальное пусть везут из России? Я – за! Считайте это официальной просьбой «продавать отечественное». Вот только «за» ли Минторг, Минпром, Минфин и Нацбанк?!
       И как долго белорусский бюджет и платежный баланс выдержат такой разворот дилеров лицом к Отечеству? Всем льготы из бюджета не раздашь. Кому-то этот самый бюджет и наполнять надо…