вторник, 26 июля 2016 г.

Восхождение на Орисабу: подробности экспедиции

«Звездная гора» позволила белорусским альпинистам-любителям взойти на вершину


       Пик Орисаба, или «звездная гора» на языке канувших в лету ацтеков, далеко не самая сложная вершина даже в любительском альпинизме. Высшая точка Мексики и третья вершина Североамериканского континента, Орисаба технически сравнима с российским Эльбрусом (категория 2А по классическому маршруту).  Да и высоты практически идентичны: 5636м у Орисабы и 5642м у Эльбруса.
       И тут, и там ежегодно на склонах навечно остаются альпинисты. Когда единицы, когда десятки. А всего-то – два «а»… Недооценить Гору, пренебречь ответственным подходом на всех этапах проведения экспедиции, это вам не на футбольном поле вполсилы сыграть. Там свист и маленький позор на фоне больших гонораров, а здесь вечное ледяное безмолвие за свой счет.
       Поэтому к Орисабе, своей семнадцатой вершине, альпинисты проекта «Семь вершин» готовились «по-взрослому». Тренировки по технике работы на снежно-ледовых склонах зимой, бесконечные марафоны летом – все это обеспечивает полдела.
       Вторая половина, едва ли не главная, погода. Мы шли не в сезон. Специализированный сайт погоды на вершинах мира упрямо гарантировал обильные снегопады. За неделю до вылета в день восхождения ожидалось выпадение более двух (!) метров снега за сутки. Не реально? На Карибах в это время реально, если приходит тайфун с очередным женским именем.
       С погодой повезло. В ночь на 15 июля было сухо и ветрено. Остатки снега со склонов сметал сильный ветер.
       В 2.40 ночи из штурмового лагеря на отметке 4500 метров к вершине вышло восемь альпинистов. Мы выбрали гребневой маршрут с юга. Отчасти, из-за его меньшей популярности, отчасти, из-за нежелания идти с востока, где совсем недавно из ледника стали вытаивать мумифицированные тела пропавших когда-то альпинистов.
       Суеверия? Пожалуй, нет. Но идя к вершине, ты должен быть не только физически готов, но и позитивно эмоционально мотивирован.
       В пять утра пришел грозовой фронт. К этому времени мы уже поднялись выше 5 тысяч, выше грозовых облаков.
       В шесть ледники Орисабы заалели в первых лучах восходящего солнца, а на землю упала гигантская тень вулкана-исполина.

       Снежно-ледовые склоны Орисабы из числа тех, где относительно легко идти и крайне непросто остановиться при срыве со склона. Уклон 30-35 градусов, но выкат в бесконечность.
       Ледник оказался на удивление комфортным. «Кошки» практически везде прочно удерживали на склоне. В двух-трех местах крутизна склона возрастала, а фирн становился больше похожим на лед. Кое-где двигаться приходилось «в лоб в три такта» на передних зубьях «кошек».

       В 8 часов 40 минут по местному первый участник экспедиции поднялся на вершину. С момента выхода из штурмового лагеря прошло ровно шесть часов. Ни на склонах Орисабы, ни на ее вершине мы не обнаружили следы других экспедиций последних дней.
       В течение последующего часа на вершину поднялись все восемь альпинистов: 4 мужчины и 4 женщины. Самому старшему покорителю Орисабы уже исполнилось 62, самому младшему – 19 лет.
       Спуск всегда опаснее подъема. Альпинист физически вымотан и эмоционально опустошен. Да и мотивация слабеет. И вроде бы вниз идти легче, но попробуйте спускаться с чердака спиной к лестнице. Физически легче, а технически сложнее, проще оступиться? Так и на леднике…
       Экспедиция на Орисабу завершена. Как и предыдущие шестнадцать в рамках нашего любительского проекта она оказалась успешной. И не только потому, что мы поднялись на вершину, а и потому что все благополучно спустились вниз. Это вам не бухучет– здесь числа всегда совпадать должны…

воскресенье, 3 июля 2016 г.

Горячий марафон

       В изнуряющий зной пятеро марафонцев-любителей добрались до 75-километровой отметки. В среднем каждый выпил восемь литров воды и потерял три килограмма массы.
       Намеченный на 2 июля марафон все же состоялся, несмотря на предупреждения синоптиков. Его участники заранее анонсировали, что пройдут не менее 72 километров в канун соответствующей годовщины Независимости страны.
       Маршрут был проложен с помощью вездесущего Google. Начало, окончание, промежуточные пункты и даже время старта подбирались с особым смыслом.
       В 4часа 30 минут утренних сумерек 28 марафонцев-любителей стартовали от мемориального комплекса «Хатынь». Большую часть участников составили альпинисты- любители проекта «Семь вершин», для которых марафон стал финальной тренировкой перед вылетом в экспедицию на пик Орисаба.

       Совершенно неожиданным оказалось участие двух россиян, решивших попробовать свои силы на столь длинной дистанции. К слову, одолеть им удалось чуть более половины, но, как говориться в таких случаях, важен не результат.
       Первая треть пути лидерами была пройдена за четыре часа. Для пешего хода неплохо, а от идеи бега на отдельных участках на фоне нависающей жары пришлось отказаться. Тем более, что у каждого за спиной рюкзачок с водой, которой должно хватать минимум на 25 км пути.
       После каждых двадцати пяти подвозил воду и отвозил сошедших с дистанции  УАЗ «Патриот», специально предоставленный официальным дилером марки.
       От памятника воину-победителю в д. Рудня начинался второй 25-километровый участок. Кто-то уже сошел с дистанции, а кто-то присоединился. Общий темп по-прежнему задавали лидеры. Столбик термометра рос, а скорость падала. Тем не менее, на участке от д.Рудня до д. Средняя она все еще была около 6 км\ч.
       У воинского кладбища возле Средней марафонцев встречала съемочная группа БТ-1. Здесь же возложили венок отдавшим свои жизни за независимость Беларуси у памятника партизанской бригаде Штурмовая.
       Места здесь действительно партизанские. Причем до сих пор. Каково было удивление организаторов марафона при разметке маршрута, когда из лесу, не таясь, показались местные «партизаны» с «пятилитровиками» самогона в руках! Каждый по-своему свободное время проводит…
       После 50-километровой отметки зной стал просто невыносим. Большинство участников предпочли ограничиться «полтинником», формально получив «зачет» от руководителя альпинистского проекта и неформально - удовольствие от прогулок на жаре.

       Третий участок, как назло, в основном пролегал по обочинам шоссейных дорог. Липнущий асфальт и марево раскаленного воздуха над шоссе – вот все, что я помню об этом участке. Скорость движения упала до 4,5 км\ч.

       Собственно сам «рубеж независимости», мы пересекли уже на подходе к д. Динаровичи. Гугл тоже ошибается. Можно было бы и закончить, но гулять, так гулять! Полем от Динаровичей пробираемся до военного дота времен Первой мировой и уходим к д. Горошки, что сразу за «Линией Сталина». GPS- навигаторы подтверждают: есть семьдесят пять! Чистого времени на прохождение всей дистанции понадобилось 13 часов 15 минут.
       Сказать, что мы очень устали – ничего не сказать. Понятное дело, что тренироваться надо. Но оказывается, что и «офисной планктон» кое-на-что способен. Да что там говорить, вы сами попробуйте…

       

пятница, 17 июня 2016 г.

«Патриотами» не рождаются

       Впервые сошедший с конвейера более десяти лет назад легендарный внедорожник UAZ Patriot вдруг стал грузовиком. Это открывает новые возможности по приобретению автомобиля в обход ограничений Указа №119


       В год 75-летия легендарного УАЗ конструктора Ульяновского автозавода предложили оригинальное решение, которое позволяет обойти многие действующие в национальном законодательстве ограничения при закупках и эксплуатации легковых автомобилей.
       Напомним, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 марта 2013г. № 119 введены ограничения по приобретению легковых автомобилей юридическими лицами, в том числе, если стоимость легкового автомобиля не превышает 25 000 евро.
       Пп. 1.1  Указа, в частности, налагается запрет на приобретение, в том числе по договорам лизинга, служебных «легковушек» юридическими лицами, имевшими в течение последних трех календарных месяцев до даты их приобретения просроченную задолженность по выплате заработной платы, по платежам за потребленные энергоресурсы, по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по кредитам, полученным под гарантию Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии, выданные местными исполнительными и распорядительными органами (за исключением юридических лиц, которым предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения просроченной задолженности либо установлены иные меры государственной поддержки по ее погашению).
       Чего греха таить, среди покупателей УАЗ таких немало. А те не многие, которым удается обойти запрет, наверняка столкнутся с ограничением по использованию легковых автомобилей, установленным постановлением Совмина от 22 августа № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей». Речь идет об ограничении пробега (не более 2000км в месяц) для легковых автомобилей органов государственного управления и иных государственных организаций.
Для легковых автомобилей невозможно использовать и выгоды ускоренной амортизации при приобретении транспортного средства в лизинг, чем эффективно пользуются лизингополучатели автомобилей грузовых.
Перечень ограничений на приобретение и дальнейшее использование легковых автомобилей на этом не заканчивается. Так что, грузовой «Патриот» - смелая и оригинальная идея ульяновцев, может сыграть существенную роль в выборе покупки корпоративным сектором.
Техническое решение конструкторами завода найдено в усилении конструкции задней подвески. Напомню, у «Патриота» используется зависимая на продольных рессорах с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости подвеска. Усиление подвески позволило увеличить технически допустимую максимальную массу транспортного средства за счет увеличения грузоподъемности багажного отсека.
Формально автомобиль стал соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» для грузовой категории N1. А вот будет ли «Патриот» ездить под завязку груженым или по-прежнему в салоне «грузовика» будет ездить начальство – это, как говорится, дело вкуса.

       Более подробно о технических фокусах по превращению легкового автомобиля в грузовой расскажут сами представители завода УАЗ на открытии первого в стране фирменного Дилерского центра  категории А, которое состоится 1 июля в новом здании по адресу г.Минск, ул. Ваупшасова, 55. В рамках этого мероприятия можно будет не только послушать специалистов, но и поездить на УАЗ «Патриот» в «грузовом» исполнении.
       Так и просится на язык старая русская поговорка: голь на выдумки хитра. А вот поможет ли новшество вернуть УАЗ былую славу на белорусском рынке, покажет лишь время.


пятница, 10 июня 2016 г.

72-километровый марафон в канун Дня Независимости проведут альпинисты-любители

     
       Марафон проводится 2 июля и является завершающим этапом подготовки экспедиции в Мексику
 

       Пеший марафон на 50 км входит в стандартную программу подготовки альпинистов любительского проекта «Семь вершин» к любой экспедиции. Дистанция не ахти какая, но для любительского альпинизма вполне сносная нагрузка.
       По моим субъективным ощущениям физические нагрузки при штурме вершины значительно превышают те, которые пешеход выдерживает, пройдя полста км. И если стандартный марафон  не по зубам, то в высотном альпинизме делать вам нечего.
       В этом году, в канун 72-летней годовщины со дня обретения Беларусью независимости, дистанцию пешего марафона решено удлинить.
       Кроме того, что маршрут символически увеличен до 72 км, он  будет пролегать от мемориального комплекса «Хатынь» до другого знакового для белорусов комплекса – «Линия Сталина». Часть пути проходит по лесам, где в годы войны находился штаб партизанской бригады «Штурмовая».
       Старт участников запланирован на 4.30 утра. И время знаковое, и солнце встает. Средняя скорость движения на первых двадцати пяти километрах обычно составляет около 6 км\ч, затем начинает снижаться. На маршруте не предусмотрены длительные остановки. Участники прерывают движение только по мере необходимости. У каждого эта мера своя.
       Техническую поддержку на маршруте оказывает дилер Ульяновского автозавода ЗАО «Внедорожник». УАЗовцы хотят не только потягаться с альпинистами, но и добавить еще «троечку». 75 километров в майке УАЗ – хороший подарок легендарной марке в честь 75-летия.
       Для участия в марафоне приглашаются все желающие. Участникам выдается маршрут движения, который, к тому же, промаркирован. По правилам проведения марафона он завершается при любом результате не позднее 22.00 по соображениям безопасности.

       Для участия в пешем марафоне уже зарегистрировались более двадцати участников от 19 до 62 лет.

пятница, 3 июня 2016 г.

Восстановление автомобильного рынка ранее 2020 года маловероятно

       Рынок легковых автомобилей в Беларуси продолжает стремительно падать. Рост цен и снижение продаж в обозримом будущем продолжатся.
       Возврат рынка новых легковых автомобилей к пиковым уровням 2014-2015гг. в ближайшие 3-4 года маловероятен. Напомню, по итогам прошлого года Беларусь вошла в топ-25 рынков новых легковых автомобилей Европы, обойдя соседнюю Украину.
       С ноября 2015 года рынок падает. Падает стремительно, в отдельные месяцы даже вдвое относительно соответствующего периода прошлого года. На фоне падения общего рынка отдельные сегменты демонстрируют разную динамику.
       Начнем с передовиков. Стойко держат свои позиции национальные официальные дилеры. Первое полугодие нынешнего года, возможно, будет пройдено без потерь. А вот во втором полугодии из-за роста цен на новые автомобили и существенного сокращения доли покупателей с наличными, вероятно, произойдет спад продаж. На мой взгляд, целевой показатель дилерских продаж будет недалек от 2 тыс. легковых автомобилей в месяц, а прогноз по дилерским продажам прежний – минус 10% к уровню 2015 года.
       В силу существенно возросшей монополизации авторынка производителями (дилерами) российских иномарок любой успех или неудача дилерского рынка – это следствие ценовой политики местной Big Five: ВАЗ, Renault, Nissan, VW, Toyota. Резкий скачок цен (16% в среднем по российскому рынку) в первом квартале года в российских рублях на поставляемые из РФ автомобили и такое же ослабление курса белорусского рубля к российскому привели к ощутимому подорожанию легковых автомобилей.
       Во втором квартале столь существенного роста цен уже не будет. Однако до конца года автопроизводители продолжат повышать цены в надежде сократить убытки от реализации автомобилей. Вряд ли это возможно в текущем году, и рост цен на автомобили продолжится весь следующий. Очевидно, что это будет негативно влиять на продажи.
       Сложно сказать, на какой отметке будет найден баланс рынка при безубыточных ценах. Уровень рентабельных для производителей цен нам еще хорошо памятен по докризисному периоду. При нынешнем состоянии реальных доходов населения, полагаю, что общий рынок в этом случае упадет ниже 25 тысяч в 2018 году.
       О факторах, которые позволяют местным автодилерам «держать продажи» я уже писал в предыдущих материалах. Повторю лишь, что изменение типа потребителей на рынке привело к резкому перетоку клиентов из автосалонов Российской Федерации в отечественные. Без полной оплаты братья-славяне машины не раздают, отечественные же дилеры нынче вовсю предлагают лизинг и рассрочки на часть стоимости автомобиля.
     Доля покупателей новых легковых автомобилей в России за полгода сократилась втрое.
      Соотношение продаж новых и «бэу» сохраняется традиционно в районе паритета. При этом ввоз «бэу» автомобилей, как и новых, практически полностью осуществляется из России. По данным Белстата в 1 квартале 2016 года импорт легковых автомобилей (новых и «бэу») снизился на 43,3%, а вот доля ввозимых из России «легковушек» подскочила до 97%!
       Следствием евразийской интеграции является полная переориентация внутреннего спроса страны на обслуживание товарных автомобильных рынков России. Мы видим изменения, порой существенные, в структуре и каналах ввоза автомобилей из России (через дилеров, неорганизованный ввоз, ввоз новых или «бэу»), но результат последних лет имеет ярко выраженную динамику. Кто бы и что бы не покупал в сегменте легковых автомобилей, все покупки делаются в России. Ну, почти все.
        И любые прогнозы относительно перспектив развития отечественного авторынка следует строить на основе первоначального анализа процессов на рынке соседней державы.
       Прогноз же по рынку новых легковых автомобилей в целом на текущий год (включая продажи дилеров и прямые покупки в России) пока сохраняю прежний: минус 30% к уровню 2015 года, то есть 32-33 тыс.

       Следующий пересмотр прогноза возможен осенью. Дилерам надо будет принимать решение о целесообразности проведения «Моторшоу-2017». Да и цыплят по осени считают…

суббота, 21 мая 2016 г.

Орисаба: по следам пропавших экспедиций

       Орисаба тает, обнажая останки погибших альпинистов. С чем и с кем столкнуться на склонах вулканического пика участники белорусской экспедиции?
       Всего двадцать лет назад со склонов вулкана Орисаба в Кордильерах  Мексики сползало 14 ледников. Сегодня их осталось пять. Изменение климата ускорило таяние ледяного покрова горы, обнажая ее страшные тайны.
       В этом сезоне пик таяния ледников на Орисабе еще впереди. Последние останки пропавших экспедиций были найдены год назад. Предположительно, альпинисты стали жертвой снежно-ледовой лавины.

       После просмотра «Эвереста» даже неискушенному читателю стало понятно, что большинство популярных высотных маршрутов представляют собой прогулку по братскому кладбищу погибших альпинистов. Почему люди гибнут в горах и часто остаются там лежать навсегда писано-переписано немало, поэтому не стану более пугать себя и других участников предстоящей экспедиции заупокойными рассказами. Хотя, конечно, кадры со склонов Орисабы впечатляют. Желающие пощекотать себе нервы найдут массу подобных фото в Интернете. К сожалению, это наш маршрут на вершину.
       Коварство Орисабы сродни коварству российского Эльбруса. Те же 2А по российской системе классификации и все «идется ногами». И если Эльбрус – это место паломничества альпинистов разного уровня подготовки, чаще низкого, чем достаточного, из стран СНГ, то Орисаба – излюбленная вершина для восходителей из Северной Америки.

       Орисаба на шесть метров ниже Эльбруса (5636м) и имеет такие же, относительно пологие (20-30 градусов) длинные склоны плотно утрамбованного снега и льда. Кажется, все просто, но на склонах этих вершин альпинистов гибнет не меньше, чем на приличном восьмитысячнике. Как это не странно звучит, но в массовом альпинизме простота убивает.
       Лавиноопасность склонов на Орисабе не велика. Но перенаселенность маршрута восхождения всегда создает угрозу массовых жертв. Да и склон в 30 градусов, с точки зрения лавинной опасности, неприятен. Со стены в 60-70 градусов, как правило, все быстро слетает, а со склона в 15-20 градусов снежная масса не сползет.
       Наиболее реальной угрозой Орисабы, да и Эльбруса, является срыв альпиниста со склона. Длинный и утрамбованный ветрами снежно-ледовый склон создает идеальные условия для интенсивного набора скорости по пути в бездну.
       Эльбрусовцы знают, сколько народу покоится в «трупосборнике» под «косой полкой». Да и национальная экспедиция прошлого года, приуроченная к 70-летию Великой Победы, под руководством председателя Белорусской федерации альпинизма Александра Годлевского едва не закончилась трагически из-за срыва малоопытной альпинистки со склона вершины Эльбруса.
       Экспедиция на Орисабу – 16-ая в рамках проекта «Семь вершин». В ее составе 14 человек, одиннадцать из которых заявились на вершину. Есть альпинисты опытные, есть новички. Да и повторение – мать учения. Поэтому в программе акклиматизации очередные занятия по технике преодоления снежно-ледовых склонов. Навыки «самозадержания» должны быть закреплены на уровне подсознания. Ведь у альпиниста, сорвавшегося со склона даже такой крутизны, как на Орисабе, есть всего лишь пару секунд для начала очень энергичного и правильного торможения летящего в бездну тела.
       Как и на Кавказе, погода на Орисабе меняется мгновенно. Горы – это не то место, где можно двигаться наобум куда-то вниз. Именно на совести непогоды на Эльбрусе наибольшее количество жертв. Полагаю, как и на Орисабе.
       Орисаба, в отличие от Эльбруса, вулкан действующий. Правда, последнее сильное извержение произошло в 1846 году. А уже спустя два года Орисаба, третья по абсолютной высоте вершина Северной Америки, была впервые покорена человеком.
       А вот по относительной высоте (от подножия до вершины)  Орисаба – седьмая вершина планеты!  Альпинисту здесь предстоит преодолеть  4922 м (больше, чем на Эвересте), двигаясь от подножия к вершине.
       Кратер Орисабы имеет эллиптическую форму: диаметр его главной оси составляет около 478 м, а глубина составляет 300 метров. Нам уже приходилось подниматься на край подобного кратера вулкана Котопакси в Эквадоре. Ощущения не для слабонервных.

       Чем встретит «звездная гора» белорусских альпинистов? Мы узнаем об этом менее, чем через пару месяцев. По уже утвержденному плану восхождения штурм вершины намечен на 15 июля.

       Финальная тренировка участников экспедиции состоится накануне отъезда. На 2 июля намечен 72-километровый пеший марафон на выносливость. Впрочем, об этом я расскажу чуть позднее.

понедельник, 16 мая 2016 г.

Автомобильный рынок: полгода плохая погода

       

       Рынок новых легковых автомобилей в Беларуси падает шесть месяцев кряду. В апреле падение замедлилось до минус 30% к апрелю 2015 года.
       Темпы падения рынка новых легковых автомобилей замедляются. Это уже не 50-60% обвал зимних месяцев, но темп спада продаж явно неожиданный для специалистов. Уже очевидно, что рынок сжимается до уровня 2013 года.
       Сокращение рынка происходит за счет существенного падения «неорганизованного ввоза» автомобилей из России. В апреле он снизился до 17% общего рынка, что почти в три раза меньше, чем по итогам 2015 года.
       Конечно, в сокращении ввоза автомобилей из России свою роль сыграли и регулятивные меры со стороны государства, и укрепление российской валюты. Но главное, покупатели с деньгами на рынке стремительно заканчиваются. Все, кто хотел купить новый автомобиль и имел для этого необходимую сумму средств уже либо совершили покупку, либо передумали и отложили ее до лучших времен.
       Сегодня типичный клиент дилерских автосалонов – это покупатель, которому необходимо дополнительное частичное финансирование в форме рассрочки от дилера, банковского кредита, финансового лизинга. Этой категории потенциальных покупателей дорога в российские автосалоны заказана, там ждут покупателей с «наличкой», а не со справкой о доходах.
       Готовность белорусских автодилеров и их финансовых партнеров дать клиенту не только товар, но и деньги на его приобретение и обеспечила относительный успех дилерских продаж. На фоне катастрофического падения общего рынка, автодилеры символически увеличили продажи новых «легковушек» на 6% к апрелю прошлого года.
       Укрепившийся российский рубль сделал более равномерной картину дилерских продаж. Отрыв между лидерами и аутсайдерами рынка слегка сократился. Отчасти это связано с существенным ростом цен на российские иномарки в долларах США.
       Среднее по брендам подорожание легковых автомобилей в России в первом квартале 2016г.  составило 16%. Укрепление белорусского рубля к российскому за квартал добавило еще столько же. Очевидно одно, ценовое дно на рынке новых легковых автомобилей уже пройдено и возврата к «сладким ценам» 2014-2015гг. не будет, если не произойдет очередной обвал на валютном рынке.
       Рост цен на рынке в этом году продолжится, может быть не столь высокими темпами, но по году составит не менее 25-30% в российских рублях. Ну а в белорусских, как в популярной песне, «думайте сами, гадайте сами…»

       На авторынке установилась «плохая погода». Рост цен на фоне высоких процентных ставок и падающих реальных доходов населения будет и дальше охлаждать рынок. Хотелось бы просчитать - до каких уровней, и иметь прогноз хотя бы на следующие шесть месяцев ближайшего лета и осени. Вместо этого в голове крутиться другая популярная песенка: «полгода  плохая погода, полгода  совсем никуда…» Но ведь в нашей стране прогнозы чаще не сбываются? 

воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Она вернется

       Госстандарт принял решение о возобновлении сертификации услуг автосервиса не позднее 1 января 2017 года. «Дядя Вася» спит спокойно: нововведение не коснется ИП в гаражах.

       В конце прошлой недели соответствующий проект Технического регламента Республики Беларусь «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Технические требования» был размещен на сайте ведомства.
       Напомню предысторию вопроса.
       Перечень подлежащих сертификации продукции, услуг, персонала и иных объектов в свое время был установлен постановлением Госстандарта от 16.12.2008г. № 60. Именно этим документом была предусмотрена и сертификация деятельности СТО в стране.
       Однако в соответствии со статьей 36 Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» положения данного Закона в отношении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, действовали до
1 января 2016 года. Соответственно услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств подлежали сертификации только до 31.12.2015г. включительно.
       С 1 января 2016 года обязательному подтверждению соответствия подлежат только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов Республики Беларусь. А так как технического регламента на заданную тему пока нет, то и для осуществления деятельности по обслуживанию и ремонту транспортных средств на данный момент нет необходимости получать сертификат соответствия.
       20 августа 2015 года состоялось совместное заседание Республиканского общественного совета при Министерстве торговли и межведомственной рабочей группы по наведению порядка в сферах автосервиса и торговли запасными частями к автомобилям. Участники совещания приняли решение  о нецелесообразности разработки и введения на территории Республики Беларусь технического регламента Республики Беларусь «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств».
       При этом Госстандарту было рекомендовано до 1 января 2016г. разработать технический нормативный акт, определяющий технические требования к предприятиям автосервиса, а также активно агитировать бизнес осуществлять добровольную сертификацию.
       Вопрос «а кому это нужно?»  так и повис в минторговской зале без ответа.
       После данного совещания и прозвучало заявление заместителя Министра торговли Ирины Наркевич об упразднении обязательной сертификации автосервиса с 1 января 2016г., вызвавшее большой общественный резонанс.
       По замыслу Минторга регулирование в сфере автосервиса должно осуществляться на основе общих правил бытового обслуживания потребителей, разработкой и реализаций которых собственно само ведомство и занимается.
       Однако Госстандарт, ряд объединений нанимателей неоднократно обращали внимание на то, что «Правила бытового обслуживания потребителей» слишком универсальны, содержат требования к документообороту и правилам совершения сделок, но не обеспечивают главное в госрегулировании автосервиса: контроль за компетентностью предприятия автосервиса, которое влияет на безопасность эксплуатации транспортных средств.
       Похоже, что у СТО теперь будет два регулятора. В части бейджиков, документов и оформления помещения стола заказов проверять будут специалисты торговли, а техдокументацию, компетентность персонала и исправность оборудования контролировать будут, как и ранее, органы по сертификации.
       Дабы не наступить на больной мозоль Минторгу, разработчики проекта техрегламента предлагают вывести из сферы регулирования гаражные автосервисы. То есть всем надо, а если мастерская на территории ГСК, то сертификация услуг уже не требуется. Сомневаюсь, что у Госстандарта найдутся весомые аргументы в защиту такого дискриминационного подхода. Складывается ощущение, что «дядя Вася» в стране востребован не только народом, но и номенклатурой.
       При этом индульгенция касается лишь индивидуальных предпринимателей. Видимо, «синдром 222» (Указ Президента № 222) настолько глубоко овладел чиновниками, что предпринимателей предпочитают не трогать, как бы чего не вышло.
       В проекте техрегламента упраздняется разделение предприятий автосервиса на категории А,В и С.
       Перечень подлежащих сертификации видов и подвидов услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей слегка сокращен. По новому регламенту не потребуется сертифицировать уборочно-моечные работы, работы по проверке уровня и плотности электролита АКБ, диагностике стартеров и генераторов, антикоррозионной обработке, подготовке к окраске и саму окраску и т.д.
       В настоящий момент проект техрегламента разослан для отзывов и согласования в органы по сертификации, объединениям нанимателей, другим заинтересованным. Судьба документу уготована не простая. Технические регламенты утверждаются правительством после согласования на ведомственном уровне. А вот тут до сих пор нет единой позиции, каким образом сделать автосервис в стране цивилизованным.



пятница, 12 февраля 2016 г.

Непогода, деньги или комары? Альпинистская экспедиция в Эквадор отменена

       Ранее анонсированная экспедиция белорусских альпинистов на высшую точку Эквадора отменена. Такое решение принято на общем собрании участников с учетом опубликованных данных о распространении вируса Зико.

       Экспедиция «Чимборасо-2016» переносится на неопределенный срок. Восхождение на высшую точку Эквадора и самый высокий пик на планете, если отсчет вести не от уровня моря, а от центра планеты, отменено на основе анализа данных о распространении вируса Зико.
       Восхождение на Чимборасо (вершина Whimper, 6310m) планировалось на июль. Не лучший месяц с точки зрения погодных условий, однако именно на этот период удалось приобрести относительно дешевые авиабилеты.
       Анды крайне редко посещаемы белорусскими альпинистами из-за своей территориальной удаленности. Распродажа «Аэрофлота» до Гаваны позволила максимально близко подойти к давней мечте восхождения на Чимборасо.
       Эта вершина стояла еще в плане эквадорской экспедиции 2005 года. Тогда участникам проекта «Семь вершин» удалось совершить восхождения на три вершины Эквадора подряд, включая действующий вулкан Котопакси (5897м).
       На Чимборасо тогда осталось два дня и не осталось сил. Но сохранилось желание все же взойти на эквадорский исполин. Экспедиция снова откладывается в «долгий ящик». Но лучше экспедиция, чем ее участники.
       Комары в высотном альпинизме нами не замечены, а вот на акклиматизационных подходах или во время поездок по Эквадору их было хоть отбавляй.
       По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (федеральное агентство Министерства здравоохранения США)  в настоящий момент активное распространение вируса Зико зафиксировано в следующих странах:
      Америка:
Барбадос, Боливия, Бразилия, Колумбия, Пуэрто-Рико, Коста-Рико, Кюрасао, Доминиканская Республика, Эквадор, Эль Сальвадор, Французская Гвиана, Гваделупа, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мартиника, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Сент-Мартин, Суринам, Виргинские острова (США), Венесуэла;
       Океания:
Американское Самоа, Самоа, Тонга;
       Африка:
Кабо-Верде.
       Вряд ли авиакомпания еще раз сделает такой подарок с тарифами, поэтому билеты до Кубы пока не сдаем. А с «острова свободы» направимся к ближайшей вершине высотой от 5500-6000 метров, представляющей спортивный интерес.
       Решение будет приниматься чуть позже с учетом новых данных о распространении инфекции и ее опасности. А с другой стороны, ведь никто и не планирует отменять Олимпиаду-2016 в Бразилии? То ли комаров планируют перестрелять, то ли цена вопроса высока?
       Не исключено, что международные деньги, выделявшиеся на борьбу со свиным и птичьим, атипичной пневмонией и Эболой уже потрачены, а бороться-то с чем-то надо?!
       Вот, к примеру, вспышки лихорадки Эбола фиксировались в странах Восточной и Центральной Африки с 1976 года много-много раз. Но ни разу мы не слышали от местного населения ни жалоб, ни рассказов об Эболе при проведении трех экспедиций в этом регионе с 2003г. по 2010г. На комаров - да, жалобы были…и то, все больше по части малярии…
       И не то, чтобы мы сильно испугались амазонских комаров, но если что-то зудит у тебя в голове при проведении экспедиции за твои же деньги, то ни толку, ни удовольствия…



вторник, 9 февраля 2016 г.

Парадоксы автомобильного рынка: чем больше, тем хуже?

       Продажи новых легковых автомобилей в Беларуси второй год подряд на рекордных уровнях. И второй год подряд автодилеры отменяют «Моторшоу». Что на самом деле происходит на автомобильном рынке страны?

       Для начала определимся с терминологией. В последнее время принято считать, что у автодилеров все растет. Только мало кто понимает - что?
       Начну издалека. Рынок легковых автомобилей Беларуси (ввозимых и производимых, новых и старых) падает. И по итогам 2015 года падение составит не менее 30% к уровню 2014 года.
       Это означает, что в страну впервые за многие годы было ввезено менее 100,0 тыс. легковых автомобилей, а вывезено из страны в оплату автомобильного импорта менее 1,0 млрд. долларов США.
       При этом продолжается увеличение доли новых автомобилей, что позволило нашей стране в кои-то веки подняться в топ-25 Европы. При этом доля ввоза «бэу» по-прежнему явно не европейская и составляет около половины общего рынка.
       Результат «фифти-фифти» вполне мог бы порадовать официалов и добавить сладенького худому бюджету. Если бы их мухи не прилетели на наши котлеты.
       К сожалению, доля прямых продаж российских автодилеров белорусским покупателям в прошлом году продолжала расти и в целом по году составила около 45 %. Напомню, год назад дилеры надеялись на треть. Не свою, их треть.
       В итоге дилеры БАА остались практически при своих: дилерские продажи легковых автомобилей выросли всего лишь на 5%. И на том спасибо. Если бы не некоторые «но».
       Статистика Белстата утверждает, что почти 90% импорта легковых автомобилей в прошлом году осуществлялось из одной страны. Напомню, что годом ранее доля этой страны составляла 66%. А в 2013 году из России ввозилось всего-то 16 %.  Так что, не ГАЗОМ единым (размер шрифта – по усмотрению читателя)…
       Белорусским автодилерам ничего другого не оставалось, как быть в тренде. Или умереть. Немногие предпочли второе. Как следствие, выжившие прекратили прямые контракты с изготовителями из-за пределов Таможенного союза и на сегодняшний день по сути своей обрели статус обычного регионального пророссийского дилера.
       Это позволило иметь конкурентные цены и существенно сократило дилерскую маржу. А также изменило расклад сил среди самих автодилеров. Более подробно об этом расскажет БАА на пресс-конференции в феврале. Скажу лишь, используя модное словечко, что такой волатильности дилерских продаж в разрезе отдельных марок не было никогда. А уровень монополизации авторынка явно зашкаливает: топ-10 дилеров обеспечили 92 % дилерских продаж, а доля ввозимых из России автомобилей в продажах дилеров Беларуси превысила 85%.
       Справедливости ради, даже у тех, кто в «топе», как в известной юмореске, не вчерашние «раки по «пять», а нынешние – по «три». Кто не в «топе», тем явно не до шоу и не до жиру. Хоть  сам раком становись. В итоге, посовещавшись, те и другие решили второй год подряд «Моторшоу» не проводить.
       Существенное, почти в два раза, за год с хвостиком, падение выраженных в «уе»  цен на новые автомобили привело к доминированию на рынке сделок в бюджетном сегменте. В топ-5 самых популярных среди белорусов моделей новых автомобилей все иномарки из сегмента «до десятки». И эти пять моделей (Duster, Logan, Sandero, Polo, Accent\Solaris)  обеспечили 35% всего рынка новых легковых автомобилей!
       Маржинальность продаж дешевых автомобилей соответствующая, а основной контингент покупателей – вчерашние владельцы «бэу» с характерной обреченностью к гаражному сервису. Лакомства ни в продажах, ни в обслуживании дилерам в этом сегменте не остается.
       И не могу не отметить еще одну характерную особенность рынка: растущий спрос на кроссоверы. Вчерашние владельцы седанов и хетчбеков стремятся пересесть на что-то подобное, но с приличным клиренсом, внедорожными свесами, характерной внешностью (и, как правило, не более того). При этом в лидерах по темпам роста сегмент SUV-B (B-cross, SUV-mini).
       Все бы ничего. Если бы рынок новых автомобилей с пугающей скоростью третий месяц подряд не катился вниз. Можно смело утверждать, что сокращение авторынка в этом году будет измеряться двузначной цифрой, а топ-25 так и останется лучшим результатам за многие и на многие годы.

       Так что, show must go on! Только не в этом году. А смогут ли автодилеры провести «Моторшоу» в 2017-ом станет ясно уже во втором полугодии.

пятница, 22 января 2016 г.

Белорусский авторынок впервые вошел в топ-25 Европы

       Эту позицию он разделил с авторынком Украины и Люксембурга. В 2015 году покупатели трех стран приобрели и поставили на учет около 46,5 тыс. новых легковых автомобилей.
        Не удивительно и факт. 42-миллионная Украина, продававшая в докризисном 2008 году около 623 000 новых легковых автомобилей и занимавшая 7-е место в Европе по этому показателю, опустилась до уровня 9,5-миллионной Беларуси. При этом сама Беларусь нарастила за последние три года свой рынок новых «легковушек» в 2,5 раза.
       Точные данные белорусской статистики будут опубликованы на ежегодной пресс-конференции Белорусской автомобильной ассоциации в феврале. Тогда и станет ясным окончательный результат нашей страны в европейской «табели о рангах».
       По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей ACEA, в которую не входят страны СНГ, в прошлом году в Люксембурге было зарегистрировано 46 473 новых автомобилей. С учетом данных российской (Ассоциация Европейского Бизнеса АЕВ – 1 601 000 шт.) и украинской (AUTO-Consulting - 46 443 авто) статистики мы претендуем на место в европейской топ-25. Окончательное место Беларуси определит, похоже, только «фотофиниш».
       К сожалению, наша страна не предоставляет ACEA и даже не публикует данные официальной статистики. БАА располагает лишь достоверными данными продаж своих участников. При этом следует учесть, что далеко не все марки автомобилей представлены в Белорусской автомобильной ассоциации, а достоверность отчетности самих дилеров перед БАА на их совести.
       Данных о ввозе (продажах) новых автомобилей вы не найдете и на сайте Белстата.
       Вот такая у нас статистика. И совершенно не ясно, на основании каких данных уполномоченными органами государственного управления строятся предположения о рынках сбыта при обосновании целесообразности инвестиций в производство новых легковых автомобилей в стране. Судя по отдельным заявлениям наших чиновников о прогнозных объемах сбыта будущих Джили данные о рынках, мягко говоря, далеки от реальности.
       И в этой связи возникает очевидный вопрос: что мешает Министерству внутренних дел публиковать в открытом доступе данные о поставленных на учет в МРЭО ГАИ новых автомобилях? Учитывая, что действующее законодательство отводит 10 дней для регистрации автомобиля, эти данные достаточно точно отражают количество покупок, объем рынка.
       Но вернемся к авторынку. Похоже, в 2015 году панические настроения населения обеспечили рынку новых легковых автомобилей рекордный результат. Напомню, по итогам предшествующего 2014 года этот рынок оценивался примерно в 45,8 тысяч.
       При приблизительно равном результате двух последних лет следует отметить, что если в 2014 году треть всех продаж пришлась на декабрь, то в 2015-ом такой силы всплесков спроса уже не было.  Население выдыхается. И начинает заглядывать в будущее уже не через лобовое стекло новой иномарки, а через дыру в семейном бюджете.
       Рынок 2014-2015гг. был, как волны цунами. Первая волна спроса ноября-декабря 2014г. была действительно впечатляющей. Августовское ослабление российской и белорусской валюты спровоцировало скачок спроса, но продажи второй волны были уже далеко не те. Хотя и +86% к августу Четырнадцатого.
       Январь 2016-го поднял со дна последние залежи белорусских рублей, но мы едва ли достигнем даже уровня января прошлого года. И очевидно главное, рынок новых легковых автомобилей Беларуси уже прошел свою разворотную точку и падает третий месяц подряд.
       За счет чего рынок рос в прошлом году и на сколько он упадет в году наступившем мы услышим на анонсированной пресс-конференции. Не стану отбирать чужой хлеб.
       Выскажу лишь одно предположение. Как только российскому (и белорусскому) рублю вместе с нефтью падать станет уже некуда, белорусский авторынок начнет свое погружение на дно.

       Только где это дно? Да я бы и сам хотел знать… Вы не знаете, какой курс будет через неделю?.. 

четверг, 10 декабря 2015 г.

Решение о продлении Евро-4 не коснется легковых автомобилей

       Такое решение в отношении транспортных средств категории М1 принял Cовет ЕЭК. Производство и импорт автомобилей новых типов категорий M1G, M2, N1, N2 с бензиновым двигателем продлен еще на два года.

       Экологический класс 4 уходит в прошлое. Во всяком случае для новых типов транспортных средств категории М1. Автомобили легковые повышенной проходимости категории М1G получили отсрочку до 1 января 2018г.  Спасибо российскому УАЗу.
       Похожие изменения коснутся автомобилей с газовыми и дизельными двигателями. Для них дополнительно право на отсрочку получат пассажирские автобусы (категория М3) и прочие грузовые автомобили категории N.
       Производство и продажи автомобилей Евро-4 одномоментно прекращены, конечно же, не будут. До 1 июля 2016 года в странах-участницах Таможенного союза могут быть использованы ранее выданные Одобрения типа, в том числе на автомобили экологического класса 4. А вот заявиться на оценку соответствия легкового автомобиля нового типа после 1 января 2016 года уже не получится.
       С этой же даты требования технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» будут обязательны и при проведении оценки соответствия требованиям регламента  единичных транспортных средств, в том числе ввозимых физическими лицами. Однако, есть надежда, что за оставшиеся полгода эта норма ТР ТС 018/2011 будет изменена и граждан минет чаша сия.
       Для рядового потребителя переход с Евро-4 на Евро-5 будет означать подорожание легковых автомобилей. Обычно речь идет о суммах в 200-300 долларов США.
       Кстати, тем же решением Совет ЕЭК сократил до 1 июля 2017 года на 41 позицию перечень автокомпонентов, подлежащих обязательной оценке соответствия в Республике Казахстан. Белорусам еще предстоит побороться за подобное отступление.
       Деловое сообщество в лице Совета по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь обратилось с просьбой в Министерство экономики инициировать ряд изменений регламента для белорусской стороны.

       Бизнес считает, что пока обещанные выгоды от вступления в Таможенный союз далеко не всегда реализуются. А разного рода санитарные, фитосанитарные, ветеринарные нормы, технические регламенты не только не облегчили доступ на внешние рынки, но и осложнили работу предпринимателей на рынке национальном.

пятница, 20 ноября 2015 г.

Союзный кнут технического регулирования

       В создаваемом на наших глазах Евразийском экономическом союзе техническое регулирование становится самым эффективным способом борьбы соседей за общий рынок. Автомобильный рынок – не исключение.
       Технические регламенты Таможенного союза обсуждаются в узком кругу заинтересованных ответственных лиц и не проходят через сито общественной экспертизы. А зря. Ведь в условиях Таможенного союза, когда соседа не прижмешь таможенными пошлинами, нет более эффективного средства регулирования общего рынка, чем технические, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные союзные нормы.
       Торгующие на рынках ширпотребом предприниматели это поняли после понуждения торговать только при наличии сертификата соответствия, выданного на основании технического регламента Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Потом пришла череда переработчиков мясной и молочной продукции, пытавшихся прорваться на союзный рынок. Затем поставщиков овощей и фруктов на рынок соседнего государства. На мой взгляд, сама идея общего рынка давно сгорела в топках российских борцов за чистоту ввозимой из Беларуси продукции.
       Теперь вот дело дошло и до автомобильного рынка. Надеюсь, до сжигания новеньких «Джили» прямо на границе дело не дойдет. Хотя бы потому, что для доступа на российский рынок сначала еще надо получить положительные заключения от испытательных лабораторий Российской Федерации, так как сама Беларусь в полном объеме оценку соответствия проводить технически не готова.
       О судьбе проекта производства «Джили» пусть думает Минпром. Я же  хотел бы обратить внимание на те подводные камни технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», которые посадят на мель бизнес и потребителей.
       ТР ТС 018/2011 уникален тем, что это единственный союзный технический регламент, который узаконил монополию «старшего брата» на автомобильный рынок. Видимо, в силу колоссальной финансовой емкости авторынка.
       Ч.4 п.25 ТР ТС 018/2011 установлено, что заявителем на оценку соответствия типа транспортного средства, то есть, попросту говоря, держателем заветной бумажки, без которой товар продавать запрещено, может быть только одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) во всем Евразийском союзе.
       Очевидно, что такими заявителями выступают компании Российской Федерации. А белорусские автодилеры обречены ехать к монополизировавшим рынок российским импортерам автомобилей на поклон.
       За неполный год существования дискриминационной нормы произошла коренная переориентация товарных потоков ввоза новых автомобилей в страну. Доля ввозимых из России новых легковушек в продажах национальных дилеров выросла с 50%  до 80%.  Если же учесть непосредственные покупки новых автомобилей белорусами в автосалонах РФ, то более 90% автомобильного рынка страны обеспечено импортом  из России.
       По оценкам Белорусской автомобильной ассоциации изменение каналов поставок легковых автомобилей в нашу страну с прямых на «кривые» приведет только в этом году к потере добавленной стоимости, создаваемой дилерами внутри страны, на 20 000 000 долларов. Несложно посчитать дополнительный отток валюты и потери государственного бюджета.
       Удивительно, но до сих пор ни один союзный контрольно-надзорно-руководящий орган так и не обратил внимание на несоответствие нормативно-технического акта базовым документам Союза. Ведь норма ч.4 п.25 ТР ТС:
·        Противоречит п.8 ст.51 Договора о Евразийском экономическом союзе, так как ограничивает конкуренцию со стороны тех импортеров в страны Таможенного союза, которые не получат право на получение Одобрения типа.
·        Нарушает основные принципы функционирования Союза: равноправие и учет национальных интересов Сторон; соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции (ч.4 и ч.5 ст.3 Договора).
·        Ставит импортеров автомобилей Беларуси в дискриминационные условия (п.6 ст.2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение №19 к Договору)), ставит единственного заявителя в доминирующее положение (п.7 ст.2 Протокола) и ограничивает конкуренцию для единственного заявителя со стороны иных импортеров продукции из-за пределов Таможенного союза (п.8 ст.2 Протокола).
       Не меньше бед национальному бизнесу несет и требование ТР ТС 018/2011 о расширении перечня подлежащих оценке соответствия в рамках ЕАЭС автомобильных запчастей. Если национальное законодательство включает в число подлежащих сертификации 12 обобщенных групп, то ТР ТС 018/2011 расширяет этот перечень до 116 позиций типов компонентов. Попросту говоря - все!
       Не стану подвергать детальной ревизии весь список. Дискового пространства в аккаунте не хватит. Отмечу лишь, что у меня вызывает большое сомнение целесообразность введения обязательной сертификации большинства позиций: антенны, перегородки в багажнике для багажа, брызговики, дверные петли, декоративные накладки кузова и т.д. и т.п.
       «Ну и что?», -  спросит рядовой белорусский обыватель –«так им и надо, этим коммерсантам!» Ну, такие мы…, согласитесь. Пусть лучше у меня не будет ни одной коровы, чем у соседа две. Особенно потом умиляют возгласы о несусветных ценах в Беларуси. Вот уж, будьте добры, заплатите сполна за сертифицированные «ипэшником» трусы! Как, впрочем, и автомобили-запчасти дилером.
       Проблема усугубляется тем, что в отличие от продукции легпрома, в Беларуси не создана сеть аккредитованных на союзном уровне испытательных лабораторий для оценки соответствия автокомпонентов. Следовательно, белорусским импортерам запасных частей придется обращаться в органы сертификации, испытательные лаборатории Российской Федерации. Давайте попробуем себе представить издержки импортера запасных частей по получению заветной бумажки в Белокаменной по всему списку!  Сколько валюты, времени, нервов уедет из страны, а затем будет включено в цену товара для Вас, уважаемый потребитель!
       Есть еще вариант. Как и импортерам автомобилей переключиться или, как принято говорить на жаргоне, «лечь» под российского импортера. Кто работает на рынке запчастей, тот со мной согласится, что на российском рынке запчасти меньше, чем за две цены (относительно заводской) никто не продает. Как впрочем, и не утруждает себя соответствию на соответствие ТР ТС 018/2011. Каких же цен тогда ждать у продавцов в Беларуси?!
       Ну и на посошок. Никто не отменял требование Техрегламента об оценке соответствия единичных транспортных средств, ввозимых физическими лицами. Правительство лишь отсрочило вступление в силу этой нормы ТР ТС 018/2011 до 1 июля 2016 года. Так что, рекомендую любителям привозить автомобили из-за границы изучать 465-страничный регламент и выяснять адреса органов сертификации транспортных средств.
       А может отбросить в сторону так свойственную белорусам «памяркоунасць» и потребовать в Евразийской экономической комиссии внесения изменений как в ТР ТС 018/2011, так и свое решение № 877 о порядке его введения в действие? Как Республика Казахстан.
       Младшего и среднего вместе старший брат наверняка услышит.



четверг, 29 октября 2015 г.

Продажи новых автомобилей в России третий год падают. В Беларуси – неудержимо растут

       В 2013-2015гг. продажи новых автомобилей в России сократятся на 47%, а в Беларуси вырастут в 2,5 раза. При этом у нас ниже зарплаты и выше ставки по кредитам.
       Не экономика, а сплошное поле чудес. И всегда есть повод для гордости. Причем все равно за что. Вчера гордились доходами населения, а сегодня в самую пору порадоваться за расходы.
       Экономика валится, доходы населения падают, а продажи новых иномарок растут! Отечественная пресса уже умудрилась причислить отечественных автодилеров к бенефициарам нынешнего кризиса. Жируют «вшивые блохи» на народном теле!
       Пошарить по карманам отечественных автодилеров позволю себе в одной из следующих публикаций. А пока давайте разберемся с расходами граждан. Сейчас это модно, поинтересоваться где взял и сколько купил.
       Я не инспектор ИМНС, поэтому рискну сам поковыряться в недавнем прошлом и нынешних покупках соотечественников.
       По итогам 2013 года продажи новых легковых автомобилей в России на одну тысячу населения составляли 15 штук, в Казахстане -10, нестабильной Украине -5, а в стабильной Беларуси – менее 3! Ну так многие годы у нас был организован рынок. Слишком многие интересанты были вовлечены прямо или косвенно в процесс создания автомобильной «страны «бэу».
       И вот грянул новогодний гром 2015-го. Белорусский мужик перекрестился и отважился впервые в жизни купить стремительно подешевевшую вместе с российском-белорусскими рублями новую иномарку.   
       Действительно рынок продаж новых легковых автомобилей в Беларуси только за январь-август текущего года вырос на 62%. И так же действительно, что при этом в 5 раз рухнул ввоз «бэу» иномарок физическими лицами из-за пределов Таможенного союза. Ведь средняя таможенная стоимость (без учета таможенной пошлины и утилизационного сбора) на ввезенную гражданами иномарку в этом году составила около 7,5 тысяч долларов, что более чем сопоставимо на текущие цены на новые бюджетные седаны российской сборки.
       В целом же импорт легковых автомобилей в страну в январе-августе 2015 года снизился как в штуках (на 2,3%), так и в валюте (на 10,2%) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
       Так что все по Ломоносову: «ежели в одном месте чего убавится, то в другом столько же и присовокупится».
       Итак, вывод первый. Роста авторынка нет. Ни в деньгах, ни в штуках. Есть лишь переток покупателей из одних сегментов рынка в другие. В первую очередь, из сегмента «бэу» автомобилей в сегмент автомобилей новых. При этом белорусский автомобильный рынок начинает обретать черты цивилизованного рынка развивающейся страны, а не продолжать оставаться страной second hand третьего мира.
       Очевидно, что праздник для покупателей организован за счет производителей российских иномарок. Именно они, проклиная тот день, когда решили инвестировать в рынок, способный падать в разы, вынужденно держат цены на заведомо убыточном уровне. Такая щедрость привела к небывалому росту импорта автомобилей из России. Относительно соответствующего периода прошлого года он вырос в 1,87 раза, включая новые и «бэу». В продажах дилеров Белорусской автомобильной ассоциации за этот же период времени доля продаж автомобилей, произведенных в России, выросла с 50% до 80%.
       Вывод второй: автомобильный рынок Беларуси – рынок продаж продукции российских автопроизводителей.
       К сожалению, внутренний рынок Беларуси уже давно стал торговым прилавком российских автосалонов. По данным Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) разница в продажах и постановке на учет новых «легковушек» в этом году уже составила 171 703 ед. РОАД открыто признает, что эта разница уехала, в первую очередь, в Казахстан и Беларусь.
       По данным БАА доля «неорганизованного» ввоза новых автомобилей составляет около 45%. Представляю, что бы сказал Минторг, если бы 45% российской колбасы белорусам продавали российские же торговые сети.
       Отсюда, третье. Весь прирост внутреннего спроса на новые легковые автомобили обеспечен предложением российских торгующих организаций, а не белорусских производителей и дилеров. Кстати, вскоре к ним присоединятся и казахские коллеги, если наши власти никак не отреагируют на существенное снижение пошлин при присоединении Казахстана к ВТО.
       Теперь немножко о деньгах и чуть-чуть прогнозов. И будет нормальный материал!
       Так вот, белорусскому автомобильному чуду приходит конец. «Стабилизец», как говорят в народе. Потому как цены в «у.е.» уже не падают. А в рублях они выросли на российском рынке с начала года уже на 25%. Обыватель спросит, а причем тут рынок российский? Так вот а притом, что даже те, кто не торгует российскими иномарками, продают иномарки, поставляемые из России. В лоне Евразийского союза функции дистрибуции медленно, но верно, переходят к российским импортерам. Вот такая вот загогулина…
       Вывод четвертый. Потенциал роста рынка новых легковых автомобилей, основанный на демпинговых ценах из России, исчерпан. Восстановление роста авторынка возможно лишь на основе возобновления роста реальных доходов населения и снижения процентных ставок.   
       Ну и чуть-чуть про деньги. Обещал же…
       Так вот, если по данным РОАД 22% дилеров России работает с убытками, то в Беларуси «все хорошо». То есть большинство белорусских автодилеров в этом году являются глубоко убыточными компаниями, но мы это никому не покажем. Для этих целей у нас есть Указ Президента от 27.02.2015г. № 103, а потерянные деньги от двух девальваций в этом году можно тщательно припрятать от посторонних глаз. Денег это не прибавит, но картинка получается благополучная.
       Следует отметить, что белорусский автомобильный рынок гораздо более монополизирован, чем российский. По данным РОАД первая десятка дилерских холдингов России продает 21 % всех новых автомобилей. У нас же первая десятка дилеров БАА (я уже не говорю про холдинги) покрывает авторынок, как бык овцу. 90% новых автомобилей покупатели выкатывают из их автосалонов.
       Конечно, это уже не те «Туареги» и «Крузаки», которые грели душу в давние времена. Нынче в моде автомобили «за десятку». Как говорил известный юморист: «раки вчера были по пять, но большие, а сегодня по три, но маленькие».
       Отсюда, пятое. Для подавляющего большинства белорусских автодилеров фантастический по объему рынок новых автомобилей не принес желаемых финансовых результатов.

       Скелеты еще в шкафах, господа присяжные…