вторник, 28 апреля 2015 г.

Белорусские альпинисты вылетают в северную Индию

       Подземные толчки на территории Непала и в северной части Индии не прекращаются, но существенно ослабли. Вероятность схода лавин в горах снижается.
       На экстренном совещании участников экспедиции решение принято единогласно: мы едем! Восхождение на Сток Кангри (6153м) в индийских Гималаях планировалось совершить в канун юбилея Великой Победы. Откладывать некуда. Да и почти невозможно снова все организовать в другие сроки.
       Все подавлены сообщениями о массовой гибели альпинистов в базовом лагере Эвереста. Мы дважды бывали в этом районе. Безопаснее места не придумаешь. Выжили все, кто находился в высотных лагерях и практически не имел шансов на спасение при массовом сходе лавин. А отдыхающих вбазовом лагере смела лавина.
       На наше решение лететь во многом повлияли сообщения от наших индийских друзей, что на севере Индии спокойно.
       Обстановка в районе Сток Кангри не известна. Еще ни одна экспедиция в этом году попыток не предпринимала. Мы первые.
       Пойдем быстро и налегке. В лавиноопасной зоне планируется пробыть не более суток. Как шутят ребята, проскочить между лавинами.
       Прогноз не очень. Небольшие снегопады. В Лехе, начальном пункте экспедиции, попробуем разжиться снегоступами.
       Первая ночевка на 3500м. Сразу придавит гипоксия. На следующий день поднимемся до зоны снегов, где-нибудь на 4200м.
       На утро полгруппы будет неработоспособно. Тех, у кого сатурация (содержание кислорода в крови) упадет ниже 70%, отправим вниз. Наиболее сильные поставят штурмовой лагерь на леднике на 4900-5000м. Если погода сложится  благоприятной и «трясти» не будет, то ночью попробуем штурмовать вершину.
       Путь наверх может занять до десяти часов. Еще три на спуск.
       Основная проблема – гребень. Летом по оттаявшей «сыпухе» его ходят играючи. В зимний гололед придется решать не простую техническую задачу. На провешивание веревок уходят силы и часы. Без перильной веревки риск срыва возрастает кратно. Разберемся на месте.
       В сухом остатке: мы планируем совершить первое в Беларуси восхождение на гималайский «шеститысячник» не в сезон и без предварительной акклиматизации за три дня. Возможно ли это? Время покажет. В моем альпинистском «багаже» два восхождения на «шесть» за сутки, на «шесть с половиной» за двое и на 7546м за неделю. Но сотрясающиеся от афтершоков Гималаи – это уже совсем другая история…

суббота, 25 апреля 2015 г.

Решение о проведении альпинистской экспедиции в индийских Гималаях будет принято после анализа последствий землетрясения (обновлено)

       Поступают разноречивые данные о количестве погибших альпинистов в результате схода лавин в районе базового лагеря Эвереста. В разгар сезона на склонах гималайских гор стоят сотни альплагерей.
       Как сообщалось в СМИ, сошла лавина с непальской стороны Эвереста. Вроде бы путь схода лавины лежит между ледопадом Кхумбу и альпинистским базовым лагерем.
Эверест со стороны Непала (фото автора)
       Сейчас в Непале самый разгар весеннего сезона восхождений. Если ваша цель – гималайский семитысячник или выше, то 25 апреля вы уже должны работать на горе.
       В базовом лагере Эвереста в это время могли находится не менее тысячи человек. Как альпинисты, так и треккеры, шерпы, вспомогательный персонал.
Базовый лагерь у Эвереста (фото автора)
       Сообщение о сходе лавины с другой стороны горного цирка, в котором располагается самый большой базовый лагерь альпинистов на планете, опубликовал в Твиттере румынский альпинист Alex Gavan. Альпинист сообщает, что остался жив, выскочив в последний момент из палатки базового лагеря. Но многие экспедиции находились в этот момент в высотных лагерях.
Пумори (Pumori) (фото автора)
       Была ли это вторая лавина и новые жертвы, или информация поступает не совсем верная – пока не ясно. Ведь Пумори (PuMori) находится с противоположной от Эвереста стороны горного цирка.
Ледопад Кхумбу над Базовым лагерем у Эвереста (фото автора)
       В воскресение 26 апреля Alex Gavan сообщил о новых толчках и новых лавинах. Мои старые друзья, непальские шерпы Gelu и Tsering не отвечают на запросы.
       От эпицентра землетрясения до региона нашего восхождения ( гора Сток Кангри, северная Индия) – около тысячи километров. Получить информацию о последствиях землетрясения на территории штата Джамму и Кашмир пока не удается.
       На мои запросы проводники будущей экспедиции тоже пока не отвечают. В отличие от горного Непала, в индийских Гималаях сейчас не сезон. И до нас никто на Сток Кангри не заявлялся. Альпинистов на маршруте могло и не быть.
       Но подходы к вершине лавиноопасны. Поэтому будем отслеживать ситуацию до последнего. К сожалению, до даты планового вылета осталось три дня.
Сток Кангри, Гималаи, северо-запад Индии


       Решение о проведении экспедиции будет приниматься в последний момент в зависимости от двух факторов: будут ли повторяться толчки и состояние горного массива, активность лавин в регионе. 

среда, 8 апреля 2015 г.

Пятьдесят процентов серого

       
Дилерские продажи в марте составили около половины рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Беларуси. Остальное – серый ввоз.
       После декабрьских 17% - это несомненный успех. Вдумайтесь в эти цифры: 83% розничного товарооборота одной страны обеспечивали магазины другой страны. 83% «серого» товарооборота с расчетами «зелеными» деньгами.
       Охрипшие в диалоге с властью не меньше «Русских Перцев» в финале гиннесовского марофона  белорусские автодилеры так и не были услышаны. Хотя за живучесть наших автодилеров в эту самую Книгу рекордов тоже можно занести.
       Странная все же в нашей стране любовь к «серой» торговле автомобилями и не только. То есть умом-то мы на всех уровнях понимаем, что это нехорошо как-то…Но ведь главное, что дешево и приятно для кармана как торгующего, так и покупающего!...
       Только ленивый не обвинял национальных автодилеров в жадности, корысти, не умении работать, «как они»… О чем говорить, если на все предложения Белорусской автомобильной ассоциации о защите внутреннего рынка от разорения, бюджет – от потерь, валютный курс – от очередного обвала из-за регулярного, не иссякающего и масштабного вывоза валюты в оплату автомобилей гражданами за рубежом, даже такое уважаемое ведомство, как Министерство экономики, в письме от 27.02.2015г. уличило Ассоциацию в попытке «увеличить прибыли автодилеров за счет устранения прямого конкурента – физических лиц».
       Ну что ж, если Минэкономики всерьез рассматривает «серый рынок», «перекупов» как субъектов национальной экономики, то встает вопрос: какой бизнес нужен властям?
       Да, автодилеры, как и все субъекты хозяйствования, хотят получать прибыли, а не убытки. Наращивать доходы и персонал, объемы торговли и услуг. И со всего этого платить налоги и сборы в казну. Ничего при этом из этой самой казны не получая.
       В предыдущих материалах я неоднократно приводил суммы упущенной выгоды для страны от переориентации белорусских покупателей на торговые точки соседнего государства. Пора освежить.
       В первом квартале 2015 года в страну ввезено и поставлено на учет около 16,5 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом дилерами – членами БАА за этот же период продано менее 6 тысяч.
       Учитывая, что средняя стоимость ввозимого нового легкового автомобиля даже с учетом девальвации цен превышает 15 тыс. долларов США , можно оценить минимальный вывоз валюты из страны за 3 месяца в 160 млн. долларов. Смею предположить, что эта валюта была куплена в обменниках и вывезена в основном в Российскую Федерацию. Впрочем, Россия обещала вернуть эти деньги обратно, предоставив Беларуси очередной кредит на сумму $110 млн. Шутка.
       За тот же объем автомобилей автодилеры вывезли бы 50-60 миллионов долларов меньше. И дело не только, и не столько в оптовых скидках, сколько в том, что дилер оплачивает в рублях в своей стране НДС, свою себестоимость, утилизационный сбор, таможенную пошлину и часть доставки и т.п.
       Все эти платежи за рубежом гражданин оплачивает в валюте, а доходы поступают в бюджет чужой страны. А прибыли – в карманы автодилеров соседнего государства. Но это не важно…Главное, что бы не в карманы своих предпринимателей…
       Итоги первого квартала оставляют смешанные чувства. Пир во время чумы. На фоне падающих доходов, девальвации и сумасшедших процентных ставок продажи новых автомобилей в стране  в первом квартале года на невиданно высоком уровне! Рост к первому кварталу прошлого года невероятный – в 2,5 раза! При этом продажи автодилеров выросли на 20%. И при этом же большая часть дилеров свои продажи снизила.
       Как и предполагали эксперты, дилерский рынок живет и даже пока прирастает за счет дилеров, ввозящих автомобили из Российской Федерации.
       Сейчас игроков авторынка интересует один вопрос: когда авторынок выдохнется и пойдет на спад. По моим оценкам, это должно было произойти уже в марте. Спасибо покупателям, пока держимся. Но ощущение близкого резкого спада продаж не покидает.

       Полагаю, что уже во втором квартале автодилеры ухудшат свои результаты по отношению к прошлому году. Может быть тогда власть через голодный желудок Минфина нас и услышит…

пятница, 3 апреля 2015 г.

Индексация утилизационного сбора в Беларуси не за горами

       Информация российских и белорусских СМИ о грядущей индексации ставок утилизационного сбора на автомобили была ожидаема. В кругу экспертов этот вопрос обсуждается с конца прошлого года.
       Напомню, ставки утилизационного сбора и в России, и в Беларуси определены в российских рублях. Учитывая, что экологией в этом вопросе и не пахнет, стоило ожидать предложений лоббистов российского автопрома об индексации ставок, желательно на уровень девальвации российского рубля. То есть почти вдвое.
       В противном случае отношение суммы утилизационного сбора к таможенной пошлине при импорте автомобиля значительно уменьшается, то есть защитный барьер для входа на рынок снижается.
       Очевидно, что в вопросе взимания утилизационного сбора Беларусь следует в кильватере промышленной политики Российской Федерации.
       Поэтому не за горами и увеличение ставок утилизационного сбора на ввозимые автомобили и в нашей стране. Размеры ставок обсуждаются и пока нет смысла их комментировать.
       Ожидаемые ставки утилизационного сбора станут результатом сложного компромисса тех, кто ратует за их повышение для физических лиц с целью ограничения вывоза валюты из страны гражданами, а также белорусских автопроизводителей и импортеров автомобилей как в пределах Таможенного союза, так и из дальнего зарубежья. Поэтому не следует ожидать, что все ставки проиндексируют на один коэффициент.
       Очевидно одно, главным бенефициаром повышения ставок будет государственный бюджет. Следующим счастливчиком можно назвать местных автопроизводителей. А на «бронзовую» ступень пьедестала выгодоприобретателей увеличения ставок я бы поместил официальных импортеров российских автопроизводителей. У вторых и большинства третьих автомобили за счет новых ставок утилизационного сбора не подорожают.
       Наступившая эпоха очередной дедолларизации, очевидно, потребует отказа от номинирования утилизационного сбора в российской валюте и формирования ставок в белорусских рублях.

       Видимо, ценовое дно на рынке новых автомобилей пройдено. И дорожать автомобили в ближайшее время будут не только за счет изменения ставок утилизационного сбора. 

среда, 1 апреля 2015 г.

От юристов до журналистов. Экспедиция в Гималаи отправится через месяц

       Восхождение на вершину Сток-Кангри (Stok Kangri, 6153m)  в индийских Гималаях обещает стать серьезным испытанием для альпинистов-любителей.

       Планируемая экспедиция является уже 15-й в рамках любительского альпинистского проекта «Семь вершин». Первая, на высшую точку Европы – Эльбрус, состоялась летом 2002 года.
       В «первом составе» восходителей были известные в Беларуси бизнесмены: председатель Правления ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)» Владимир Иванов, Председатель Совета директоров отечественного производителя средств защиты растений ООО «Франдеса» Валерий Дымент, Председатель Совета директоров ГК «Интеллект» Сергей Варивода и другие.
       В составе нынешней экспедиции белорусских альпинистов-любителей 24 участника, в том числе 12 женщин. Возраст участников от 18 до 60 лет. Среди восходителей люди разных профессий: врачи, журналисты, бизнесмены, юристы. В составе экспедиции и трое студентов.
       Попытку покорения своей высоты предпримут заместитель главного редактора журнала «Дело» Константин Коржевич, член Совета директоров и соучредитель TUT.BY Константин Волошин, кандидат медицинских наук Марина Брановская, адвокат Мария Коржевич, заместитель директора ООО «Китайские автомобили» Светлана Хандогина, директор АСК «Архипелаг» Олег Титов, заместитель директора ООО «МИГ Лтд» Георгий Метлицкий, совладелец сети салонов «АЛЛО!» Евгений Литвин и другие.
      Белорусские альпинисты предполагают совершить восхождение по классическому маршруту по юго-западному гребню. В летний сезон восхождение на вершину не представляет технической сложности. Однако апрель-май являются крайне сложными месяцами для покорения Сток Кангри из-за глубокого снега и высокой лавинной опасности.

       Сток Кангри (6153м) входит в топ-10 наиболее интересных маршрутов для восхождения по версии Lonely Planet. Расположена в горном массиве Гималаи на северо-западе Индии. Сезон восхождений: июнь-август.

       Восхождение на вершину предполагается совершить 4 или 5 мая без использования кислорода. Среднее атмосферное давление  на высоте вершины Сток Кангри составляет менее 50% от нормального давления на уровне равнинной Беларуси.
       Восхождение планируется совершить в альпийском стиле с установкой двух промежуточных палаточных лагерей. От подножия вершины и обратно альпинисты предполагают уложится в 80 часов.
       В активе альпинистов проекта «Семь вершин» несколько скоростных восхождений на «шеститысячники» в течение 24 часов без предварительной акклиматизации.
       Наивысшее достижение любителей – китайский исполин Музтаг-Ата (7546м) за 164 часа.
       Бюджет гималайской экспедиции составляет 1200 долларов США на одного участника, включая международный перелет. С момента основания проект является некоммерческим, расходы по участию в экспедиции альпинисты оплачивают самостоятельно.
       Руководитель экспедиции Сергей Варивода.
       Информационную и организационную поддержку экспедиции оказывают телеканал «БТ-1», РУП «БелТА», ООО «Китайские автомобили», пресс-служба БГУИР.


вторник, 3 марта 2015 г.

Указ № 99: чем хуже, тем лучше?

       Изъятие в бюджет на 90 дней ввозного НДС у импортеров продлено до конца года, несмотря на протесты бизнес-сообществ. Чем отличается норма нового Указа от прежней?

       Во-первых, правительство в этот раз «посоветовалось» с бизнесом, направив ведущим объединениям нанимателей проект Указа. И, несмотря на протесты бизнес-союзов, продлила одиозную норму до 31 декабря 2015 года.

       Во-вторых, в отличие от пп.1.5 Указа № 361 нормам Указа Президента от 26 февраля 2015г. № 99 придана обратная сила. Власти не постеснялись распространить свои требования к импортерам с 1 января текущего года, хотя Указ опубликован в первых числах марта. Респект, читаем дальше Директиву № 4 и с воодушевлением обсуждаем проект Директивы № 5.

       В-третьих, в отличие от нормы Указа № 361 требования Указа № 99 не распространяются на товары, ввозимые с территории государств, являющихся членами Евразийского экономического союза. Надеюсь, кто-нибудь уже посчитал, что дешевле: регистрация фирмы в Смоленске/ плата за транзит через российскую фирму или уплата кредитующему банку 50% годовых на 3-месячный ввозной НДС? И в том, и в другом случае часть добавленной стоимости (с налогами, занятостью и прочим) перемещается отсюда туда. Я вообще удивляюсь, что еще есть чему перемещаться… Ах да, мы ведь близки к первой тридцатке самых инвестиционно привлекательных экономик планеты! Простите, забыл…

       В-четвертых, перекрыты немногочисленные лазейки для комиссионеров, иных посредников. Уточнено, что передача товара в пределах одного юридического лица не позволяет избежать резервирования НДС в бюджете.

       И, в пятых, если Указ № 361 был вызван необходимостью сдерживания импорта и снижения давления на валютный курс, то Указ № 99 – реакция властей на плачевное состояние бюджета. Очевидно, что эффект от принятия Указа № 99 для внешней торговли и платежного баланса минимальный, если вообще о нем есть смысл говорить. Напомню, что после принятия 361-го ввоз легковых автомобилей удвоился, только при этом валюты вывозили не дилеры-импортеры, а обычные граждане.
       Все проще. Бюджет страны оказался не в состоянии вернуть импортерам уплаченный ввозной НДС. Последние суммы к вычету, то есть к возврату были бы приняты в апреле, но это оказалось проблематичным.
       Кстати, БНПА предлагала растянуть удовольствие принятия уже уплаченного ввозного НДС еще на один налоговый период, но такой вариант не был поддержан Минфином.

       В очередной раз хочется напомнить простую истину: если власти топят собственных импортеров, то граждане вывозят валюту в пользу импортеров другой страны. Евразийский союз, однако…

четверг, 26 февраля 2015 г.

Официальное сообщение о гималайской экспедиции белорусских альпинистов

       В рамках любительского альпинистского проекта «Семь вершин» с 30 апреля по 10 мая 2015 года состоится экспедиция на вершину горы Сток Кангри  (Stok Kangri), расположенную в горном массиве Гималаи на северо-западе Индии.

       Сток Кангри (6153м) входит в топ-10 наиболее интересных маршрутов для восхождения по версии Lonely Planet. Сезон восхождений: июнь-август.
       В составе группы белорусских альпинистов-любителей 25 участников, в том числе 13 женщин. Возраст участников от 18 до 60 лет. Среди восходителей люди разных профессий: врачи, журналисты, бизнесмены, юристы. В составе экспедиции и трое студентов.
      Белорусские альпинисты предполагают совершить восхождение по классическому маршруту по юго-западному гребню. В летний сезон восхождение на вершину не представляет технической сложности. Однако апрель-май являются крайне сложными месяцами для восхождения на Сток Кангри из-за глубокого снега и высокой лавинной опасности.

       Восхождение на вершину предполагается совершить без использования кислорода. Среднее атмосферное давление  на высоте вершины Сток Кангри составляет менее 50% от нормального давления на уровне равнинной Беларуси.
       Несмотря на то, что за спиной участников экспедиции есть скоростные восхождения без предварительной акклиматизации на вершины выше шести тысяч метров в течение одних суток, в предстоящем штурме вершины будет применена тактика восхождения в альпийском стиле, но с установкой двух промежуточных лагерей.
       Планируемая экспедиция является 15-й в рамках проекта «Семь вершин».
       Сроки ее проведения приурочены к 70-й годовщине Великой Победы. В случае успеха в канун дня Победы на вершине будет водружен национальный флаг суверенной Беларуси как символ свободы и независимости нашего государства.

       Руководитель экспедиции
       Сергей Варивода



вторник, 27 января 2015 г.

Авторынок-2015: голодные игры

       Сегодня уже мало кто не предрекал спад на авторынке. Если в начале года казалось, что ввоз легковых автомобилей в страну вряд ли превысит тысяч семьдесят, то финишный спурт белорусов был великолепен. За 11 месяцев 2014 года импорт уже достиг уровня предшествующего 2013 года, а по количеству вывезенной валюты даже превысил на 136 млн. долларов.
       Гадание на прогнозах в нашей стране дело не благодарное, но позволю себе предположить, что общий импорт легковых автомобилей в страну снизится вдвое. При этом почти так же, ну чуть меньше, процентов на 40-45%  может снизиться ввоз новых легковых автомобилей. А вот продажи дилеров, хотя и снизятся к уровню предыдущего 2014 года, но вряд ли падение  продаж превысит 20%.
       В отчаянной борьбе за свою часть авторынка дилеры будут поедать не только друг друга, но и более мелких игроков, работающих в сегменте новых и бывших в употреблении автомобилей. Исход борьбы дилеров между собой во многом будет зависеть от размера собственного капитала, финансовой модели конкретного дилера, доступа к российскому рынку автомобилей, доли доходов от сопутствующих услуг и послепродажного обслуживания в бюджете дилера данной марки.
       Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что в выигрышной позиции окажутся дилеры российских автопроизводителей, оплачивающие автомобили слабеющим российским рублем и имеющие льготный порядок уплаты утилизационного сбора.
       Импортерам из-за пределов Таможенного союза придется не сладко.
       Заявление дилеров об отказе от «Моторшоу» - первая ласточка. Не за горами сообщения о закрытии автосалонов или приостановлении деятельности дилеров. Хотя у нас это может происходить без лишнего шума.

       Исход этих «голодных игр» для отдельного автодилера во многом будет зависеть не только от условий поставок автомобилей, но и от степени развитости технического сервиса, трэйд-ин, продажи автокомпонентов, наличия привлекательных финансовых продуктов.
       Результат изнуряющей борьбы друг с другом разнокалиберных игроков авторынка во многом будет зависеть и от расположения к ним регулятора рынка. Важнейшей задачей автодилеров, БАА является укрепление к себе доверия со стороны власти. Это позволит начать не только слушать, но и слышать друг друга.
       От ситуации, когда власть критикует дилеров за монопольно высокие цены и требует «затянуть пояса», а дилеры не могут донести свои доводы в пользу защиты национального рынка до правительства, необходимо перейти к созидательному диалогу.
       Властям следует определиться, какое ведомство является регулятором автомобильного рынка. Сегодня – у семи нянек дитя без глаза. КГК, Минторг, Госстандарт, Минпром, Минфин, Минэкономики, МНС, Нацбанк… кажется, семь?
       Напрашивается некий «меморандум о взаимопонимании». Вы понимаете, что мы не жлобы и не вшивые блохи, мы понимаем, что на нас ложится определенная ответственность за развитие ситуации на автомобильном рынке и наполнение бюджета.
       Властям следует выбросить на свалку  надуманный лозунг о «социальности» покупки автомобиля электоратом и способствовать развитию цивилизованных продаж и сервиса в стране, а автодилерам не злоупотреблять своим положением на рынке и вовлекать в свои сервисно-сбытовые сети вчерашних «перекупов» и мелкий автосервис.
       Спектр жизненно важных вопросов, которые необходимо решить с пользой для бизнеса, бюджета и общества слишком велик, чтобы не начинать им заниматься еще вчера. От мер по ограничению ввоза «бэу» автомобилей старше 2007 года выпуска и оптимизации ставок утилизационного сбора, до особого порядка уплаты ввозного НДС импортерами и специального налогового режима при исчислении подоходного налога в отдельных сферах деятельности с высоким уровнем «теневой составляющей».
       Автомобильный январь многих отрезвил. Рухнувший раз в пять ввоз «легковушек» оставит бюджет без сладкого. Реакция будет обычной: что-нибудь забрать, что-нибудь не отдать, что-нибудь затянуть.

       Хотел бы ошибиться…Ведь голодные игры на автомобильном рынке Беларуси только начинаются… Может к осени полегчает. Ведь что у нас там по осени считают? Ах, да, опять цыплят…

среда, 21 января 2015 г.

Просьба в импортера не стрелять. От этого валюты больше не станет



       Земля слухами полнится. Журналисты пописывают, читатели почитывают, а правительство опять подумывает: «а не продлить ли нам на веки вечные норму п.1.5 Указа № 361?».
       А действительно, почему бы не продлить? И валюты меньше вывезут, и бюджет поддержим, да и импортозамещение обеспечим?
       Так ведь ни того, ни другого, ни третьего… Лозунг «дави импортера» очень удобен для минимизации издержек чиновничьего труда, но совершенно никуда не годится для открытой экономики. Хотим поставить забор из запретов и протекционистских мер? ОК, тогда что нам делать на общем рынке ЕАЭС?
       Ведь как-то смешно получается: после введения в действие Указа № 361 импорт новых легковых автомобилей в страну во втором полугодии вырос в 2 (!) раза относительно соответствующего периода предыдущего 2013 года. А вот ввоз этих автомобилей национальными импортерами действительно снизился на 7%.
       Предварительные оценки последствий такого регулирования для платежного баланса и бюджета я уже приводил ранее.
       Что же касается импортозамещения в автомобильной промышленности как нашей страны, так и других участников Евразийского экономического союза, то это тема для отдельного критического анализа. Уровень заявляемой большинством автопроизводителей локализации является чистой воды фикцией, самообманом. При корректном и правильном подсчете импортной составляющей в каждом из компонентов автомобиля мы увидим совершенно иные показатели. Импортная гайка, которая ввозится одной организацией и приобретает статус товара Таможенного союза,  после поставки на сборочный конвейер другой организации в составе шпульки от этого национальной не становится. Ну разве что «по бумагам».
       Осталось лишь посчитать разницу между тем, что отдает в бюджет «замещаемый» легковой автомобиль  и его «импортозамещающий производитель».  Несложно догадаться, что вклад импортера существенно выше. Говорят, пока…
       Не с импортерами, господа, надо бороться! А с безудержным желанием жить не по средствам. С ненасытной накачкой экономики ничем не обеспеченной денежной массой. С избыточным финансированием государственных инвестиционных программ, льготным кредитованием жилья и не только, с выплатой не заработанной заработной платы.
       Ничем не обеспеченные деньги мечутся между обменником и магазином, не патриотично предпочитая импортное. А в отсутствие приемлемого предложения от собственных импортеров несутся стремглав через восточную границу.
       Импортозамещение предполагает замещение производства, но с чего вдруг сферу обращения товара надо отдать соседям? По-моему, «случайное» совпадение выхода Указа № 361 с резким сокращением темпов роста розничной торговли (110,9% за полугодие, 106,6% за весь год) в нашей стране должно наводить на раздумья о судьбах ВВП-2015  и всего остального, что с ним связано.
       И прежде, чем продлевать «на новый срок» крайне болезненную для наших импортеров меру с «заморозкой» в бюджете на 90 дней ввозного НДС, следует десять раз просчитать последствия для каждого сегмента товарного рынка. Возможно, за батоном вы в Смоленск не побежите, а вот за автомобилем, бытовой техникой, мебелью и т.п. запросто. Тем более, что инфляция цен на эти товары в России еще долго будет отставать от глубины девальвации российского рубля.
       Сбережения белорусов на сегодняшний день позволяют приобрести не менее 500 000 новых легковых автомобилей. И нам не безразлично, в какой торговой сети они это сделают.
       Жаль, что кому надо не приходит в голову мысль:  вместо борьбы со своими импортерами лучше создать условия, при которых покупатели соседней страны к нам поеду. И я не имею ввиду очередную «корректировку курса»…


четверг, 8 января 2015 г.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПО-БЕЛОРУССКИ: СВОИХ АВТОДИЛЕРОВ ЗАМЕСТИЛИ РОССИЙСКИМИ



       Не успели правительственные чиновники сесть на новые места, как бизнес снова услышал о готовящихся мерах по борьбе с импортом. Господа, может сначала оценим эффективность предыдущих?!
       Итак, рынок новых легковых автомобилей в Беларуси показал олимпийский результат. Впервые в национальной автомобильной истории, от первого парового дилижанса  до люкскаров «Бентли», продажи новых «легковушек» превысили … 45 тыс. штук!
       А результат четвертого квартала прошлого года (около 23 тыс. ед.) станет на долгие годы не достижимой путеводной звездой для автодилеров. Это в 2,6 раза больше, чем годом ранее и выше уровня годовых (!) продаж всех лет,кроме 2008 и 2013гг. На фоне реализуемых правительством ограничительных мер, вроде Указа № 361, право-слово, даже как-то и смеяться неудобно…
       Однако правительство добилось своего. Продажи, а стало быть и импорт легковых автомобилей автодилерами – членами Белорусской автомобильной ассоциации, в четвертом квартале не только не вырос, но и снизился на 5% к соответствующему периоду прошлого года. А доля продаж белорусских дилеров в октябре-декабре 2014 года снизилась до неприличных 27% объема рынка.
       Доля дилера «отечественного» автомобиля Geely, до последнего державшегося в пятерке лидеров рынка, рухнула до 4,5%. И это далеко  не худшая «доля»…
       Другими словами, зажатые распродажами российских автодилеров и ограничениями собственных властей, дилеры Беларуси удовлетворили менее трети спроса на легковые автомобили. В очередной раз кошельки наших граждан, наполняемые валютой из обменников белорусских банков, опустели в автосалонах другой страны.
       Если это и есть цель принятых мер по ограничению импорта, то цель достигнута. Пока не вышла очередная порция официальной статистики, сделаем предположение, что сумма вывезенной из страны валюты в оплату легковых автомобилей в 4-ом квартале превысила 0,7 млрд. долларов. Напомню, в воскресном эфире 21 декабря на центральных телеканалах страны экс-премьер-министр Михаил Мясникович посетовал на широкой публике, что только за октябрь-ноябрь вывезено в оплату легковых автомобилей 320 млн. долларов. На тот момент премьер еще не знал, что декабрьский ввоз автомобилей превысит результат двух предыдущих месяцев вместе взятых.
       Что такое для экономики страны и ее бюджета 700 млн. «зеленых» (об экономике дилеров умалчиваю, их судьба никого не интересует, кроме них самих)?
       Для поставки на внутренний рынок аналогичного количества легковых автомобилей официальные дилеры Беларуси вывезли бы из страны минимум на треть меньше валюты. То есть снизили бы нагрузку на ЗВР страны миллионов на 230-240. О причинах  существующей разницы в сумме вывозимой валюты специалистами говорилось  уже неоднократно.
       В составе указанной суммы есть налог на добавленную стоимость. С учетом российской ставки 18% в бюджет другой страны наши покупатели уплатили 106,78 млн. долларов. Соответственно бюджет нашей страны этих денег не получил.
       Как, впрочем, недополучил и 7-8 млн. долларов утилизационного сбора. Напомню, при ввозе гражданами легковых автомобилей для личного потребления ставки составляют 2000 и 3000 российских рублей за новый и бывший в употреблении легковой автомобиль соответственно. Для автодилеров ставки по наиболее ходовым моделям стартуют от 26 800 российских рублей.
       Такие «мелочи» для бюджета, как прочие налоги и сборы, отчисления в ФСЗН с зарплаты работников автодилеров мы в расчет не берем, хотя и здесь «упущенная выгода» бюджета исчисляется десятками миллионов долларов. Заметьте, только в одном квартале одного года.
       Да что я все о деньгах?! Братская дружба и не такого стоит…Так-то оно так. Только нынче денег почем зря никто не дает. И каждая копейка упущенного спроса на своем внутреннем рынке – минус национальному регулятору этого самого рынка.
       Ссылки на некие объективные причины и обязательства нашей страны в рамках интеграционных объединений не выдерживают никакой критики. Мы вполне можем регулировать свой внутренний рынок, не наступая на больной мозоль соседей по интеграции. А иногда и наступить не мешало бы…
       Все в том же четвертом квартале 2014 года доля новых «легковушек», которые не были произведены или не были  ввезены из Российской Федерации, в том числе и через белорусских дилеров российских автопроизводителей, не превышает и 10%! То есть спрос на авторынке Беларуси давным-давно работает на благо автомобильной промышленности России. Разве этого мало? И зачем же так регулировать рынки, что и соседняя торговля автомобилями (а также телевизорами, холодильниками и т.д. и т.п.) процветает при стагнации собственной?
       Представляете, что такое плюс 0,7 млрд. долларов, то есть около 7,7 трлн. рублей для нашей розничной торговли и ВВП в целом?! Не менее 8-9% квартального розничного товарооборота всей страны!
       Критически настроенный читатель отметит, что массовый ввоз автомобилей из России, дескать, следствие обвала курса российского рубля. Отчасти это так. Да только ведь прямые продажи российских дилеров в Беларусь появились не вчера. А цунами российского кризиса лишь сделала проблему очевидной для тех, кто раньше ее не хотел замечать.
       Стоит пытливому читателю порыться в материалах моего блога только за прошедший год – и станет ясно, что о нарастающей угрозе потери внутреннего автомобильного рынка автодилеры говорят давно. Шепотом. Как бы чего не вышло.
       Может разоряющая бизнес давка на авторынке-2015 заставит перейти на крик?..Ведь медленное сползание дилерских продаж в 2014-ом грозит обернуться настоящим обвалом рынка в 2015-ом…