пятница, 4 сентября 2015 г.

О гигиенической экспертизе продукции машино- и приборостроения. Частный комментарий в блоге на сомнительное разъяснение в Facebook

       Браво! Разъяснение Минздрава в Facebook – новое слово в толковании законодательства. Вот только разделят ли мой оптимизм будущие контролеры будущих проверок в части обоснованности использования записи в социальной сети для целей правильного правоприменения?
       Ну да ладно. Правом толкования нормативно-правовых актов  не наделен, поэтому позволю себе вольно порассуждать на ту же тему в личном блоге.
       Автомобильных дилеров и их смежников, конечно же, интересует перечень продукции машино- и приборостроения, подлежащей гигиенической экспертизе.
       Со страниц социальных сетей Минздрав прямиком отправляет нас к перечню этой самой продукции, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012г. № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
       Далее Минздрав поясняет, что необходимость наличия санитарно-гигиенического заключения на продукцию, произведенную на территории государств – членов Евразийского экономического союза, целесообразно определять с учетом законодательных актов Республики Беларусь и (или) норм международных договоров, принятых в рамках формирования законодательной базы Единого экономического пространства.
       Так ли это?
Ведь согласно части второй статьи 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Аналогичное предписание, определяющее соотношение международного и внутригосударственного права, предусмотрено в части второй статьи 33 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З "О международных договорах Республики Беларусь" и части второй статьи 20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".

Согласно части 2 ст.33 Закона Республики Беларусь от 23.,7.2008г. N 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» Договор о Евразийском экономическом союзе ратифицирован Законом Республики Беларусь от 09.10.2014г. № N 193-З.

Таким образом, согласие Республики Беларусь выражено (ратификация осуществлена) принятием закона.
А значит договор о ЕАЭС на территории Республики Беларусь имеет силу закона.

Согласно Статье 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах» закон имеет большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является органом Евразийского экономического союза и действует в пределах полномочий, которые предоставлены ей Договором (имеющим силу Закона) и международными договорами в рамках Союза. ЕЭК является преемницей Комиссии Таможенного союза.

На основании изложенного логично предположить, что Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010г. № 299, имеет приоритет перед Перечнем продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь то 11.07.2012г. № 635.
Чем отличаются эти перечни в части продукции машино- и приборостроения? Сравните сами:
Пост. СМ РБ № 635 (п.7):
Продукция машино-, приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами).
Решение КТС № 299 (раздел 1 п.7:
Продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38, 84, 85, 90, 94).
Мелочь, но приятная. Пять групп ТН ВЭД ТС все же меньше, чем полный список кодов. И распространяется данный перечень на любую ввозимую или производимую в ЕАЭС продукцию, а не только произведенную на территории государств – членов Евразийского экономического союза, как полагает неустановленное лицо из Минздрава. 

Ждем новых комментариев в Facebook






четверг, 13 августа 2015 г.

Жили «Джили» - не тужили…

       Обвал российского рубля остановил конвейер борисовского производителя китайских Geely.
       Сообщение об остановке главного конвейера местного производителя китайских легковых автомобилей опубликовала борисовская интернет-газета. Со ссылкой на неназванные источники издание называет причиной остановки смену модельного ряда и задержку с поставкой машинокомплектов из Китая. Возможно, это повод. А на фоне начала многомиллионных инвестиций в проект строительства нового завода для промышленной сборки китайских автомобилей следовало бы глубже разобраться в причинах.
       Заявленный объем инвестиций в 158,7 млн. долларов и, самое главное, данные Экспортно-импортному банку Китая правительством страны гарантии по его погашению требуют детального анализа перспективы сбыта производимой продукции.
       Для начала, по классику, отделим мух от котлет. Понятно, что на стадии принятия решения о строительстве завода предполагалось, что наши мухи полетят на их котлеты. Перспективы успеха рассматривались через призму растущих опережающими темпами продаж китайских автомобилей на российском рынке.
       Действительно, продажи «китайцев» в России в докризисный период росли быстрее рынка. Если спад продаж на российском рынке был зафиксирован уже по итогам 2013 года, то продажи китайских автомобилей за этот период выросли в продажах на 32%.  Обычная история для «бюджетного сегмента» в периоды благополучия в экономике и высокого уровня потребительского оптимизма.
       Однако с началом кризиса произошло то, что и должно было произойти: богатые потирают руки и по дешевке скупают Лексусы и Мерседесы, бедные – как ходили пешком, так и ходят, а вот потенциальные потребители новых, пусть и китайских машин, резко сдали позиции. У нас нет четких границ определения среднего класса, но полагаю, что именно средний класс потребителей, более всего страдающий в периоды кризисов, и сдал больше всех свои позиции на автомобильном рынке.
       «Большая четверка» китайских марок на российском рынке по разному держит удар. При спаде в целом по рынку в январе-июле 2015 года на 35,3% продажи Lifan упали на 50%, Geely – на 53%, Chery и Great Wall – на 72%.  Доля всех учитываемых агентством «Автостат» китайских марок снизилась за первые семь месяцев года на 57,8%, что значительно хуже рынка.
       Падение продаж китайских автомобилей не было бы столь катастрофическим, если бы не одно «но». Китайцы не готовы терять деньги на российском (белорусском, украинском – нужное подчеркнуть) кризисе. Сопротивление российского автомобильного лобби, не позволившее китайским автопроизводителям своевременно подписать соглашения о промышленной сборке и приступить к строительству полноценных заводов на территории России,в какой-то степени сыграло в кризис китайцам на руку.
       Не будучи обремененными обязательствами к 2019 году выйти на определенный объем производства, не вложив сотни миллионов долларов в заводские цеха, китайцы предпочитают переждать. Какой смысл сегодня терять деньги на поставках готовых автомобилей или машино-комплектов на территорию Таможенного союза по ценам ниже себестоимости?
       И здесь китайцы абсолютно предсказуемы. Все по Лао Цзы: если долго сидеть на берегу реки, то увидишь, как по ней проплывет труп твоего врага. В отличие от освоивших российский автомобильный рынок маститых мировых автопроизводителей (Renault-Nissan, Volkswagen, Kia-Hyundai, Toyota и другие) китайским автопроизводителям нет необходимости выдавливать из падающего рынка свою долю. Они не готовы платить убытками за ее сохранение.
       Ведь ни для кого не секрет, что сегодняшний праздник для потребителей щедро оплачивается автопроизводителями, теряющими при реализации каждого произведенного автомобиля определенную сумму. В карман не заглядывал, не скажу какую, но неужто кто-нибудь и в самом деле думает, что Рено Логан стоит 99,0 млн. белорусских рублей?
       Не имея практически никакой локализации производства в Беларуси и минимальную в России (заводы компании ИРИТО по сборке Great Wall и собравший целую плеяду «китайцев» Derways) китайским автопроизводителям следовало бы учитывать реалии российского рынка, читай обесценивание российского рубля. Однако этого, как правило, нет.
       Ослабление обменного курса юаня на 5%, которое так всколыхнуло финансовый мир, проблему неконкурентоспособности китайского автоэкспорта на рынок Евразийского союза не решает. Для того, чтобы китайские автомобили вернули свою конкурентоспособность на наших рынках, необходима девальвация юаня процентов на 25-30%, чего по определению в обозримом будущем быть не может.
       Все вышесказанное и является одной из главных причин торможения проекта «отверточной» сборки Джили в Борисове. Дорогой машинокомплект не позволяет быть конкурентоспособным не только на внутреннем, но и внешних рынках.
       Авторам проекта сборки китайских автомобилей Джили в Беларуси следует учитывать и тот факт, что китайские же конкуренты не дремлют. Компания Lifan заявила о пуске полноценного сборочного завода не позднее конца 2017 года на территории Липецкой области, а Great Wall Motor Co в те же сроки планирует запустить сборку автомобилей марки HAVAL в Тульской. Пока не озвучены, но в высокой степени готовности и планы компании Chery Automobile.
       Оно и понятно. Решением ЕврАзЭС № 72 от 29.05.2014г.  определены жесткие требования по локализации производства легковых автомобилей для свободного перемещения товарной продукции на территории Союза.
       Нам будет, очевидно, сложнее с «белорусского плацдарма» атаковать российский рынок. На мой взгляд, «коль пошла такая пьянка», правительству страны следует привлечь в качестве партнера на контрактную сборку на будущих площадях ту же Chery или Dong Feng. Как не считай, в ближайшие десять лет рынок ЕАЭС не сможет поглотить 120 000 автомобилей Geely, а именно такова проектная мощность строящегося завода в Борисове. Это не легендарные «Жигули»…
       К сожалению, продажи борисовских  Джили существенно упали и на внутреннем рынке. И хотя государство обеспечивает через бюджет и закупки подконтрольных государственных организаций большую часть сбыта отечественного автопроизводителя, доля марки Geely на внутреннем рынке упала в 3 раза относительно соответствующего периода прошлого года. И это - учитывая не малый обратный ввоз экспортированных из страны автомобилей обратно из России.
       В июле очередной обвал курса российского рубля спровоцировал рост доли «неорганизованного ввоза» из России до 40% рынка новых легковых автомобилей. Пагубность масштабного ввоза товаров из соседней страны в обмен на вывоз валюты из страны нашей очевиден. Смею предположить, если бы власти активнее боролись с «серым ввозом», то рабочие СЗАО «БелДжи» сегодня стояли бы у конвейера. Экспорт экспортом, но зачем же сдавать внутренний рынок конкурентам. Или в Таможенном союзе нет конкурентов, все товарищи?!
       Я не против права граждан на свободный выбор в свободном союзе. Езжайте на здоровье! Но какую пользу приносит обществу деятельность «серых перекупов», в момент переметнувшихся с американско-европейских на российский рынок? В регулировании собственного автомобильного рынка какие интеграционные обязательства нам мешают?!
       Уверен, чтобы не только Джили, но и все мы жили – не тужили, властям придется рано или поздно взяться за более активную защиту внутреннего рынка. Ведь вряд ли общество готово долго сидеть на берегу реки. Лето заканчивается…


среда, 5 августа 2015 г.

Альпинизм: путь в Поднебесье или дорога на Небеса?

       Белорусские альпинисты-любители проекта «Семь вершин» впервые отступили, не дойдя 250 метров до вершины пика Ленина. Стоила ли Вершина двухнедельной борьбы под грохот лавин?
       Сегодня утром трое белорусских бизнесменов: Андрей Аноп – руководитель экспедиции, Дмитрий Титов и Анна Авгуль спустились в базовый лагерь и вышли на связь. Исполнительный директор «Белинвестбанка» Наталья Сурдо прекратила восхождение неделей ранее.
       Последнее сообщение от участников экспедиции поступило более недели назад, и все это время оставалось лишь ждать, наблюдая на специализированных интернет-сайтах, как на склонах пика Ленина бушует снежная буря. Ежедневно выпадало от 20 до 40 см снега.
       Говорят, пик Ленина (7134м) в Киргизии  – самый простой «семитысячник». Не бывал, не знаю. Но каждый, кто пробовал свои силы в альпинизме, наверное, со мной согласится: «семитысячники» не бывают простыми.
       В активе у Анопа и Титова несколько физически очень сложных скоростных восхождения: Эль-Мисти (Перу, 5822м) и Сайрекабур (Чили, 6024м) за 24 часа, Сток-Кангри (Индия, 6153м) за 50 часов, Музтаг-Ата (Китай, 7546м) за 164 часа. Без предварительной акклиматизации. Казалось, что пик Ленина за две недели – задача не сложная.
       Последняя попытка выхода на вершину была предпринята в понедельник 3 августа. После 9-часовой борьбы с непогодой на отметке 6900м связка Аноп-Авгуль повернула назад: снега – по пояс. Откатились назад к спасительной палатке штурмового лагеря.
       Гора измотала физически. Морально добила новость о гибели троих россиян в одной связке у пика Ленина. Ребята еще не знали, что и наша страна в эти дни лишилась двух опытных спортсменов-альпинистов.
       Попробуйте представить себе моральное напряжение человека, который пытается заснуть в палатке под грохот лавин. Тем более, что не переставая нарастает снежный навес. Тем более, что ты спишь в лагере на «сковородке», где лавины убивали десятки альпинистов.
       Мои друзья вернулись. И это главный итог любой экспедиции. Я знаю, как тяжело и обидно отступать, потратив уйму сил. Но у меня свои оценки и критерии успешности в альпинизме: вернул всю экспедицию домой невредимыми – значит уже успешен.  
       А еще несколько правил, которые помогали выживать в Поднебесье. Они, эти правила, мои, альпиниста-любителя. Это опыт руководства предыдущими пятнадцатью экспедициями и не более того.
       Первое, погода – главное слагаемое успеха.
       Второе, альпинизм это строгие правила, пренебрежение которыми многократно увеличивает риск трагедии.
       Третье, борись за вершину до последнего, но главное – вовремя повернуть назад. Вовремя – это значит с уверенностью, что ты избежишь «холодной ночевки».
       Четвертое, без амбиций нет альпинизма, с чрезмерными амбициями – когда-нибудь не станет альпиниста.
       Пятое, чем больше твой опыт, тем старше твой возраст – «смотри в паспорт».
       Шестое, прежде, чем стать в связку с партнером, подумай, готов ли ты умереть вместе с ним. В жизни все не так романтично, как в песнях Высоцкого.
       Я хожу в связке только по относительно горизонтальной поверхности закрытых ледников. Не по кинжальным гребням, отвесным стенам и даже крутым склонам. И, простите, не верю я в альпинистские байки в стиле героев «Титаника»: ты прыгнешь, я прыгну. Для непосвященных поясню: если твой приятель сорвался в бездну слева, то необходимо сигануть в бездну справа. Слабо?
       И последнее, «не ходите дети в Африку гулять». Если ты впервые идешь на вершину с мощным снежно-ледовым покровом, то не жалей денег – возьми местного проводника, который видел этот ледник десятки раз зимой и летом.
       PS: Пока писался этот материал удалось получить лишь пару фото на спуске чуть выше пяти тысяч метров.
Зона ледниковых трещин между лагерями 1 (4400м) и 2 (5300м)  
Андрей Аноп на леднике выше лагеря 1 
        PPS: И последнее правило. В жизни имеет место случай, который не поддается никаким правилам. Так что, как говорится, риск - дело благородное.

пятница, 10 июля 2015 г.

Итоги гималайской экспедиции: один в больнице, двое на вершине

       Белорусские альпинисты в течение 50-ти часов поднялись от подножия на вершину Сток Кангри (6153м) в северной Индии. В эти дни Гималаи не трясло, но скорость подъема, на всякий случай, пришлось увеличить вдвое.
       4 мая в 13.10 бизнесмен Андрей Аноп и первокурсник БГУИР Алексей Варивода подняли на вершине национальный флаг страны в честь 70-летия со дня Победы.

       Наш альтиметр показал высоту 6148м. Позади были почти 12 часов изнурительного подъема. Скорость набора высоты – недопустимо высокая. Мы шли на риск в эту морозную ночь, понимая, что другого шанса может и не быть.
       Еще бы один-два дня – и на вершину поднялись бы минимум три связки. Специалисты знают, главный враг человека, вознамерившегося покорять Гору, являются не лавины-камнепады-ледопады, а гипоксия, кислородное голодание. Она обрушивает на головы восходителей горную болезнь. Звучит красиво, убивает эффективно. Это, как радиация, не видно, не слышно…
       Мы шли на риск. Поджимало время. Боялись, что треханет в горах – и придется сворачивать экспедицию. И окно в погоде вдруг появилось после снежно-ледяных вихрей вечера третьего…
       В этот вечер экспедиция поднялась на 4900м. Поставили лагерь. Померили сатурацию (содержание кислорода в крови). Вроде у всех терпимо…
       Погода «не летная». И вдруг к ночи стихло. Звезды, трескучий мороз, но без обжигающего ветра. Погода – второй (а может и первый) по важности фактор в горах. Нет…первый, наверное, удача…
       Появилось окно в погоде – лезь в него со всей прытью. Решение молниеносное – выходим в полночь. Собрались. И тут накрыло…Нет, не лавина…- «горнячка». Основной удар приходится через 4-8 часов после набора высоты. Так что спокойно катайтесь на горных лыжах…
       Быстро диагностировали у одного из восходителей первые признаки высокогорного отека легких. При таком диагнозе путь альпиниста в поднебесье через 10-12 часов превращается в дорогу на небеса…
       Четыре «кубика» дексиметазона и в час ночи Валерий Дымент и Олег Титов уводят пострадавшего в тьму кромешной ночи по дну ущелья. Они будут спускаться всю ночь. Это главное – сброс высоты.
       Кровавая пена с губ и булькающий кашель, раздутые от воды легкие и отекшие конечности – все это уже на пороге местной больницы утром 4-го… Жить будет! И в горы ходить…
       К этому времени первая связка уже штурмовала предвершинный гребень. На смену ужасно холодной ночи пришел изнуряющий солнечный день. Это внизу красиво. А на леднике – ты как на радиактивной сковородке.

       На таких высотах воздух разряжен наполовину. Защитный слой атмосферы не спасет от радиактивных лучей. Быстро наступает и обезвоживание – с собой канистру на вершину не унесешь.
       Сейчас главный фактор – время. К 11.00 кто выбился из сил, кого придавила к склону горная болезнь. На гребень поднимаются двое.
       Гребень – это линия, где сходятся два склона, две почти отвесных стены. Идти легче, под лавину не попадешь, камнем сверху «не огреет». Это – как по карнизу «высотки». Легко, удобно, только оступиться нельзя.
       Впрочем, в горах, если оступился, еще есть шанс: товарищ улетел «влево» - стремглав прыгай в другую бездну…вправо…Тогда можно повиснуть на связной веревке, один над левой бездной, другой – над правой…Говорят, работает приемчик. Врать не буду: не пробовал, не знаю…

       Единственная связка поднялась на вершину. В альпинизме – это «зачет» всей экспедиции.
       Потом еще был 4-часовой спуск вниз. В закатных сумерках восходители достигли спасительных палаток штурмового лагеря.
       Мы стали первой экспедицией на Сток Кангри в этом сезоне. Траншея в снегу пробита, склоны обработаны – это дорогого стоит…


       Пятнадцатая экспедиция в рамках национального альпинистского проекта «Семь вершин» завершена.  А уже в начале августа наши друзья будут штурмовать вершину пика Ленина… 

Белорусские вкладчики как средство пополнения российского бюджета

       Нестабильность национальных валют Беларуси и России в который раз привела к вывозу сбережений в автосалоны Российской Федерации. Доля прямых покупок в России в июне подросла до 30%.
       Давно уже не секрет, что белорусы предпочитают «сыграть в короткую». Снять сливки сверхприбыльных депозитных ставок в «белках», а при первых признаках очередной девальвации – «выйти в кэш» или купить по «старым ценам» недвижимость, автомобиль, предметы роскоши.
       По нашим опросам лишь 1,6% респондентов планируют спасать свои сбережения, инвестируя в покупку легкового автомобиля. Казалось бы, не много. Однако этого достаточно, чтобы добавить рынку 500-1000 единиц продаж в месяц. Что и произошло в июне.
       Фактор ослабления белорусской и российской валют дал авторынку в июне бОльший позитивный эффект, чем негатив от снижения жизненного уровня населения. Продажи новых легковых автомобилей в стране выросли на 21% к маю текущего года и на 8% к СППГ (июнь 2014г), превысив 2700 штук.
       На фоне спада продаж у наших соседей-россиян на 29,7% к СППГ при невероятной бюджетной поддержке авторынка России  – результат феноменальный.
       В мае-июне население откровенно занервничало. Ослабляя национальную валюту, Национальный банк резко понизил депозитные ставки. К сожалению, кредит доверия к финансовой системе и регулятору не настолько высок, чтобы население не отреагировало на эти процессы частичной конвертацией сбережений в другие активы.
       И если в периоды кризисов 2009 и 2011 гг. отток сбережений приводил к росту оборотов розничной торговли, то нынешний кризис стимулирует белорусов к массовому вывозу сбережений в соседние страны. Если говорить о вывозе валюты с целью покупки автомобиля, то в Российскую Федерацию.
       При этом наша торговля с трудом показывает символический рост в 1,2% в розничном обороте за пять месяцев, который вот-вот может «уйти в минус». На фоне роста числа покупок легковых автомобилей в стране в июне, дилеры Белорусской автомобильной ассоциации зафиксировали спад на 7% к июню 2014г. А продажи местного автопроизводителя Geely за полугодие рухнули минимум вдвое.
       Белорусы протоптали новую тропу для выноса своих сбережений. По этой тропе уже больше года перемещаются в одну сторону сотни миллионов долларов из скудеющих ЗВР страны, а обратно – купленные в России товары, причем не всегда российские.
       Властей эти процессы видимо не интересуют. Куда важнее спасти промпроизводство страны очередными бюджетными вливаниями. Да только утекающие из страны деньги граждан пополняют налогами бюджет соседей, а не идут в нашу казну.
       К призывам автодилеров правительство немо и глухо, отмахиваясь отговорками о наших интеграционных обязательствах в ЕАЭС. Сомневаюсь, что соседи по ЕАЭС будут кормить наших граждан. Как, впрочем, сомневаются и казахские власти, принявшие решение об ограничении «серого» ввоза автомобилей из России на территорию Республики Казахстан.
       Белорусские же реалии таковы, что масса фирм-посредников «цветет и пахнет» на виду у всей фискально-правоохранительной системы. Обращения БАА и отдельных дилеров кладутся в стол. Недавнее официальное обращение дилера «Хендэ АвтоГрад» в Комитет государственного контроля с просьбой дать правовую оценку деятельности «серого» посредника так и закончилась для дилера ничем. В лучшем случае – ничем!

       Уверен, рано или поздно бюджетные проблемы заставят власти заняться ограничением «серого ввоза» автомобилей из России. Реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги. А пока мой прогноз на июль: спад дилерских продаж ускорится. Если, конечно, геополитика с нашей макроэкономикой всерьез не вспугнут вкладчиков. Но это уже будет другая история…

понедельник, 8 июня 2015 г.

Побегут ли вкладчики за автомобилями?

       На фоне камнем падающего авторынка Российской Федерации белорусский всю зиму и весну демонстрировал завидный рост. Да еще какой! Прироста в 129% (!) квартал к кварталу история страны еще не знала.
       Гордость распирает за наших! ВВП вместе с реальными доходами падают, а покупки новых автомобилей на рекордных уровнях.  При этом рост продаж обеспечили бюджетные седаны стоимостью около S10 000, потеснившие рынок «бэу» автомобилей.
       Например, доля «большой пятерки»: Renault Logan, Renault Sandero, VW Polo Sedan, Hyundai Accent (Solaris), KIA Rio, в январе-мае 2015 года выросла до 31,63 % рынка новых «легковушек» с  24,54% в соответствующем периоде прошлого года (СППГ).
       При этом только 38 % продаж белорусской «Big Five» обеспечено белорусскими дилерами. Остальное же ввезено из Российской Федерации.
       Белорусы не упустили шанс и воспользовались демпинговыми ценами российского (да и белорусского) рынка. Необходимость ехать за подержанной 3-5 лет иномаркой за рубеж попросту отпала. По данным Белстата это привело к падению ввоза физическими лицами легковых автомобилей из-за пределов Таможенного союза в 5 раз в первом квартале 2015г. относительно СППГ.
       Дешевые бюджетные иномарки из России, в том числе реализуемые белорусскими дилерами, потеснили рынок «бэу» автомобилей в стране и стали основным драйвером роста рынка в последние полгода.
       Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Рост цен российских поставщиков и курса российской валюты по отношению к белорусскому рублю привели к резкому спаду покупок легковых автомобилей уже в мае. Впервые с ноября прошлого года общий рынок новых легковых автомобилей «ушел в минус». И российские товарищи не помогли…
       Смущает не результат, а скорость падения. В мае в 3 раза меньше, чем в январе! К сожалению, нет никаких оснований полагать, что это уже дно авторынка.
       Если ценовое дно рынок уже прошел, то минимум продаж нас еще ждет впереди. Очевидно, что с учетом эффекта высокой базы прошлого года, все оставшиеся месяцы года нынешнего мы будем иметь отрицательный относительный результат.
       Сейчас речь о другом. Когда продажи новых легковых автомобилей достигнут абсолютного минимума? И что это будет за минимум? И какова доля в этих продажах будет обеспечена национальными дилерами? Не исключаю, что дилерские продажи 1500-1600 легковых автомобилей будут печальной реальностью летнего затишья.
       Сжатие внутреннего рынка в целом приводит к долгожданному росту доли продаж белорусских автосалонов. Напомню, в декабре 2014г. прямые продажи российских автодилеров достигали 83%. Но уже в мае этого года их доля упала до 20 %.
       Рано радовались. Кто с  мая, а кто с июня – российские автопроизводители пошли на массовое снижение цен. И стремительно слабеющий российский рубль лишь усиливает стимулы для белорусов снова ринуться в соседнюю страну за автомобилями.
       Вот только есть ли еще кому? Похоже, что покупатели со сбережениями на руках (в банках, чулках, огородах) тают, как весенний снег. И все больше покупателей нуждаются в кредитной (лизинговой) поддержке при покупке автомобиля. Конечно, этот сегмент рынка работает исключительно на продажи отечественных автосалонов.
       Но есть одно но, которое может не только обрушить всю вышеизложенную логику развития рынка, но и, как у нас принято, валютный курс с доходами-сбережениями, а заодно и дельта-банками.

       На фоне заслуживающего уважения упорства Национального банка по принуждению «депозитной ставки к миру» курс национальной валюты к любимому всеми белорусами доллару США ослабел за месяц на 7,5 %. То есть в годовом исчислении аж на 90%!
       Конечно, колебания курса в моменте - это еще не повод выносить последнюю валюты страны из «обменников», тем более, что вряд ли это уже будет позволено сделать. Но вполне достаточный импульс для части вкладчиков «депозитной пирамиды» на выход «из белки». При этом, кто-то покупает валюту, кто-то - квартиру, ну а некоторые предпочитают ухватить за хвост «старые цены» на автомобили.
       Таких набегов на дилерские автосалоны за последние годы было не счесть. Если оставить для истории скупки автомобилей в периоды девальваций, то обычные волны потребительского страха накатывали на дилерские салоны примерно при текущем уровне ставок по сбережениям в национальной валюте. Например, сонный летний июль в 2013 и 2014 годах давал нехарактерно высокие продажи дилерским салонам.

       Был бы повод, а за народом не заржавеет. Наши люди – народ тренированный в забегах на короткие дистанции. Не чета некоторым… 

воскресенье, 17 мая 2015 г.

Белорусы еще никогда не покупали так много новых автомобилей

       Политика властей  «от утюга до автомобиля» должна защищать внутренний рынок в целом, а не только производителя.  Авторынок страны на исторических максимумах, а национальные автодилеры едва сводят концы с концами.     
       Можно и нужно прекратить тратить средства государственного бюджета и государственных компаний на закупку автомобилей, аналоги которых производятся в стране. Однако любые попытки вводить ограничения на импорт легковых автомобилей в целом наносит ущерб национальной экономике. Чем хуже собственному импортеру, тем лучше импортеру соседней страны.
       Невзирая на Указы №№ 361 и 99 (резервирование ввозного НДС для импортеров), № 64 (утилизационный сбор для дилеров по ставкам в десятки раз выше, чем при ввозе физическими лицами), ухудшившие условия работы национальных дилеров, начиная с ноября 2014 года,  рынок новых легковых автомобилей в стране бьет рекорды. Только за последние полгода белорусы приобрели 38 тысяч новых легковых автомобилей. Это больше, чем за любой предшествующий год.
       При этом на долю граждан приходится 90% покупок.  И  более половины покупок приходится на автомобили российского производства, проданные российскими же дилерами. Ущерб от вывоза валюты из страны исчисляется сотнями миллионов долларов.
       Умом реальную экономику «синеокой» не понять. На фоне падающего ВВП и реальных доходов населения, запредельных процентных ставок и растущей безработицы белорусы умудряются наращивать вклады в банках и массово скупать автомобили.
       Глядя на данные аналитического агентства «Автостат»  понимаешь, что кризис «у них», не у нас.

       О причинах происходящего уже не раз говорилось и писалось ранее. Повторю лишь вкратце свою версию событий.
       Этап первый – «обвал у них» ( поздняя осень – начало зимы):    
       Нарастающее избыточное предложение на российском рынке, сформированное из-за  завышенного прогноза продаж (производства) на 2014 год, приводит к волне массовых скидок у российских дилеров. Обвал курса российского рубля делает цены еще более привлекательными. Белорусы массового устремляются в Россию за покупками автомобилей и не только, попутно выметая валюту из «обменников».
       Этап второй – «обвал у нас» (зима  2014-2015):
       На фоне очередной «корректировки» курса, неуверенности в стабильности банковской системы и национальной валюты, усиленной на исходе зимы вестью о крахе «Дельта-банка» часть сбережений граждан инвестирована в покупку автомобилей. Небольшой рост цен на российском рынке при сохранении  слабого российского рубля не в состоянии сбить ажиотажный спрос.
       Этап третий – «ни пяди рынка» (первая половина весны):
       В битву за белорусского потребителя активнее включаются белорусские же дилеры. Кто-то получил доступ к «российским ценам», остальные вынужденно продают в убыток, сокращая склады автомобилей 2014 года выпуска. Доля прямых покупок у российских дилеров снижается с 83% в декабре до 42% в апреле.
       Бал на рынке правят бюджетные седаны. Цены на популярные модели   Renault Logan и SanderoVolkswagen Polo Sedan, Nissan Almera, Sкoda Rapid и другие у белорусских дилеров (!) опускаются до $10 000 и ниже. На рынке, выражаясь словами Карлоса Гона, президента альянса Renault-Nissan, «кровавая баня».
       Парятся в ней по разному. Кто-то за счет потерь самих изготовителей российских иномарок, то есть того же господина Гона, а кто-то и за свой счет. Первое – приятнее. В этот период рынок проходит ценовое дно.
       Этап четвертый – «выдохлись» (вторая половина весны):
       Под канонаду праздничных салютов рынок начал ощутимо «проседать». Покупатель откровенно выдохся, а мотивация на совершение ненужных покупок на фоне стабилизации курса у нас и укрепления курса у них стала исчезать. Кто успел, тот и съел.  А кто не успел, тот предпочитает «взять свое» в погоне за падающими, но еще достаточно высокими, депозитными ставками.
       По итогам 2-го квартала мы увидим существенную перемену настроений на рынке. Доля ввоза из России будет постепенно снижаться, оставаясь по-прежнему существенной. Продажи дилеров Беларуси снизятся к соответствующему периоду прошлого года. Политика «от утюга до автомобиля» наконец-то проявится в цифрах. В цифрах спада продаж, доходов, налогов, численности занятых в дилерской отрасли.
       Кстати, возвращаясь к диаграмме  фантастического роста  продаж новых легковых автомобилей в Беларуси в 1-ом квартале т.г., стоит отметить, что рост продаж национальных дилеров был умеренный – около 20%. И что еще хуже: средняя температура по больнице не отражает самочувствие отдельных дилеров. Весь прирост продаж нынешнего первого квартала обеспечен 5-6 марками. А более 60% дилеров свои валовые показатели ухудшили.
       О финансовых результатах и говорить не приходится. Дилеры вынуждены взять на свои балансы все издержки девальвации, продавая автомобили в рублевом эквиваленте даже дешевле, чем до обвала курса.
       Такие распродажи будут в ближайшие недели завершены, а инвестировать в покупку нового автомобиля дилер будет с оглядкой на реальную, читай высокую, цену последующей продажи.
       Дальнейшее укрепление российской валюты по отношению к белорусскому рублю на фоне замораживания доходов населения, стагнация в экономике и высокие процентные ставки и, наконец, политика «от утюга до автомобиля»  создадут «идеальный шторм», разрушающий остатки благополучия на автомобильном рынке.

       К сожалению, в отсутствие фундаментальных факторов роста спроса «белорусское автомобильное чудо» не могло  продолжаться бесконечно.

вторник, 28 апреля 2015 г.

Белорусские альпинисты вылетают в северную Индию

       Подземные толчки на территории Непала и в северной части Индии не прекращаются, но существенно ослабли. Вероятность схода лавин в горах снижается.
       На экстренном совещании участников экспедиции решение принято единогласно: мы едем! Восхождение на Сток Кангри (6153м) в индийских Гималаях планировалось совершить в канун юбилея Великой Победы. Откладывать некуда. Да и почти невозможно снова все организовать в другие сроки.
       Все подавлены сообщениями о массовой гибели альпинистов в базовом лагере Эвереста. Мы дважды бывали в этом районе. Безопаснее места не придумаешь. Выжили все, кто находился в высотных лагерях и практически не имел шансов на спасение при массовом сходе лавин. А отдыхающих вбазовом лагере смела лавина.
       На наше решение лететь во многом повлияли сообщения от наших индийских друзей, что на севере Индии спокойно.
       Обстановка в районе Сток Кангри не известна. Еще ни одна экспедиция в этом году попыток не предпринимала. Мы первые.
       Пойдем быстро и налегке. В лавиноопасной зоне планируется пробыть не более суток. Как шутят ребята, проскочить между лавинами.
       Прогноз не очень. Небольшие снегопады. В Лехе, начальном пункте экспедиции, попробуем разжиться снегоступами.
       Первая ночевка на 3500м. Сразу придавит гипоксия. На следующий день поднимемся до зоны снегов, где-нибудь на 4200м.
       На утро полгруппы будет неработоспособно. Тех, у кого сатурация (содержание кислорода в крови) упадет ниже 70%, отправим вниз. Наиболее сильные поставят штурмовой лагерь на леднике на 4900-5000м. Если погода сложится  благоприятной и «трясти» не будет, то ночью попробуем штурмовать вершину.
       Путь наверх может занять до десяти часов. Еще три на спуск.
       Основная проблема – гребень. Летом по оттаявшей «сыпухе» его ходят играючи. В зимний гололед придется решать не простую техническую задачу. На провешивание веревок уходят силы и часы. Без перильной веревки риск срыва возрастает кратно. Разберемся на месте.
       В сухом остатке: мы планируем совершить первое в Беларуси восхождение на гималайский «шеститысячник» не в сезон и без предварительной акклиматизации за три дня. Возможно ли это? Время покажет. В моем альпинистском «багаже» два восхождения на «шесть» за сутки, на «шесть с половиной» за двое и на 7546м за неделю. Но сотрясающиеся от афтершоков Гималаи – это уже совсем другая история…

суббота, 25 апреля 2015 г.

Решение о проведении альпинистской экспедиции в индийских Гималаях будет принято после анализа последствий землетрясения (обновлено)

       Поступают разноречивые данные о количестве погибших альпинистов в результате схода лавин в районе базового лагеря Эвереста. В разгар сезона на склонах гималайских гор стоят сотни альплагерей.
       Как сообщалось в СМИ, сошла лавина с непальской стороны Эвереста. Вроде бы путь схода лавины лежит между ледопадом Кхумбу и альпинистским базовым лагерем.
Эверест со стороны Непала (фото автора)
       Сейчас в Непале самый разгар весеннего сезона восхождений. Если ваша цель – гималайский семитысячник или выше, то 25 апреля вы уже должны работать на горе.
       В базовом лагере Эвереста в это время могли находится не менее тысячи человек. Как альпинисты, так и треккеры, шерпы, вспомогательный персонал.
Базовый лагерь у Эвереста (фото автора)
       Сообщение о сходе лавины с другой стороны горного цирка, в котором располагается самый большой базовый лагерь альпинистов на планете, опубликовал в Твиттере румынский альпинист Alex Gavan. Альпинист сообщает, что остался жив, выскочив в последний момент из палатки базового лагеря. Но многие экспедиции находились в этот момент в высотных лагерях.
Пумори (Pumori) (фото автора)
       Была ли это вторая лавина и новые жертвы, или информация поступает не совсем верная – пока не ясно. Ведь Пумори (PuMori) находится с противоположной от Эвереста стороны горного цирка.
Ледопад Кхумбу над Базовым лагерем у Эвереста (фото автора)
       В воскресение 26 апреля Alex Gavan сообщил о новых толчках и новых лавинах. Мои старые друзья, непальские шерпы Gelu и Tsering не отвечают на запросы.
       От эпицентра землетрясения до региона нашего восхождения ( гора Сток Кангри, северная Индия) – около тысячи километров. Получить информацию о последствиях землетрясения на территории штата Джамму и Кашмир пока не удается.
       На мои запросы проводники будущей экспедиции тоже пока не отвечают. В отличие от горного Непала, в индийских Гималаях сейчас не сезон. И до нас никто на Сток Кангри не заявлялся. Альпинистов на маршруте могло и не быть.
       Но подходы к вершине лавиноопасны. Поэтому будем отслеживать ситуацию до последнего. К сожалению, до даты планового вылета осталось три дня.
Сток Кангри, Гималаи, северо-запад Индии


       Решение о проведении экспедиции будет приниматься в последний момент в зависимости от двух факторов: будут ли повторяться толчки и состояние горного массива, активность лавин в регионе. 

среда, 8 апреля 2015 г.

Пятьдесят процентов серого

       
Дилерские продажи в марте составили около половины рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Беларуси. Остальное – серый ввоз.
       После декабрьских 17% - это несомненный успех. Вдумайтесь в эти цифры: 83% розничного товарооборота одной страны обеспечивали магазины другой страны. 83% «серого» товарооборота с расчетами «зелеными» деньгами.
       Охрипшие в диалоге с властью не меньше «Русских Перцев» в финале гиннесовского марофона  белорусские автодилеры так и не были услышаны. Хотя за живучесть наших автодилеров в эту самую Книгу рекордов тоже можно занести.
       Странная все же в нашей стране любовь к «серой» торговле автомобилями и не только. То есть умом-то мы на всех уровнях понимаем, что это нехорошо как-то…Но ведь главное, что дешево и приятно для кармана как торгующего, так и покупающего!...
       Только ленивый не обвинял национальных автодилеров в жадности, корысти, не умении работать, «как они»… О чем говорить, если на все предложения Белорусской автомобильной ассоциации о защите внутреннего рынка от разорения, бюджет – от потерь, валютный курс – от очередного обвала из-за регулярного, не иссякающего и масштабного вывоза валюты в оплату автомобилей гражданами за рубежом, даже такое уважаемое ведомство, как Министерство экономики, в письме от 27.02.2015г. уличило Ассоциацию в попытке «увеличить прибыли автодилеров за счет устранения прямого конкурента – физических лиц».
       Ну что ж, если Минэкономики всерьез рассматривает «серый рынок», «перекупов» как субъектов национальной экономики, то встает вопрос: какой бизнес нужен властям?
       Да, автодилеры, как и все субъекты хозяйствования, хотят получать прибыли, а не убытки. Наращивать доходы и персонал, объемы торговли и услуг. И со всего этого платить налоги и сборы в казну. Ничего при этом из этой самой казны не получая.
       В предыдущих материалах я неоднократно приводил суммы упущенной выгоды для страны от переориентации белорусских покупателей на торговые точки соседнего государства. Пора освежить.
       В первом квартале 2015 года в страну ввезено и поставлено на учет около 16,5 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом дилерами – членами БАА за этот же период продано менее 6 тысяч.
       Учитывая, что средняя стоимость ввозимого нового легкового автомобиля даже с учетом девальвации цен превышает 15 тыс. долларов США , можно оценить минимальный вывоз валюты из страны за 3 месяца в 160 млн. долларов. Смею предположить, что эта валюта была куплена в обменниках и вывезена в основном в Российскую Федерацию. Впрочем, Россия обещала вернуть эти деньги обратно, предоставив Беларуси очередной кредит на сумму $110 млн. Шутка.
       За тот же объем автомобилей автодилеры вывезли бы 50-60 миллионов долларов меньше. И дело не только, и не столько в оптовых скидках, сколько в том, что дилер оплачивает в рублях в своей стране НДС, свою себестоимость, утилизационный сбор, таможенную пошлину и часть доставки и т.п.
       Все эти платежи за рубежом гражданин оплачивает в валюте, а доходы поступают в бюджет чужой страны. А прибыли – в карманы автодилеров соседнего государства. Но это не важно…Главное, что бы не в карманы своих предпринимателей…
       Итоги первого квартала оставляют смешанные чувства. Пир во время чумы. На фоне падающих доходов, девальвации и сумасшедших процентных ставок продажи новых автомобилей в стране  в первом квартале года на невиданно высоком уровне! Рост к первому кварталу прошлого года невероятный – в 2,5 раза! При этом продажи автодилеров выросли на 20%. И при этом же большая часть дилеров свои продажи снизила.
       Как и предполагали эксперты, дилерский рынок живет и даже пока прирастает за счет дилеров, ввозящих автомобили из Российской Федерации.
       Сейчас игроков авторынка интересует один вопрос: когда авторынок выдохнется и пойдет на спад. По моим оценкам, это должно было произойти уже в марте. Спасибо покупателям, пока держимся. Но ощущение близкого резкого спада продаж не покидает.

       Полагаю, что уже во втором квартале автодилеры ухудшат свои результаты по отношению к прошлому году. Может быть тогда власть через голодный желудок Минфина нас и услышит…

пятница, 3 апреля 2015 г.

Индексация утилизационного сбора в Беларуси не за горами

       Информация российских и белорусских СМИ о грядущей индексации ставок утилизационного сбора на автомобили была ожидаема. В кругу экспертов этот вопрос обсуждается с конца прошлого года.
       Напомню, ставки утилизационного сбора и в России, и в Беларуси определены в российских рублях. Учитывая, что экологией в этом вопросе и не пахнет, стоило ожидать предложений лоббистов российского автопрома об индексации ставок, желательно на уровень девальвации российского рубля. То есть почти вдвое.
       В противном случае отношение суммы утилизационного сбора к таможенной пошлине при импорте автомобиля значительно уменьшается, то есть защитный барьер для входа на рынок снижается.
       Очевидно, что в вопросе взимания утилизационного сбора Беларусь следует в кильватере промышленной политики Российской Федерации.
       Поэтому не за горами и увеличение ставок утилизационного сбора на ввозимые автомобили и в нашей стране. Размеры ставок обсуждаются и пока нет смысла их комментировать.
       Ожидаемые ставки утилизационного сбора станут результатом сложного компромисса тех, кто ратует за их повышение для физических лиц с целью ограничения вывоза валюты из страны гражданами, а также белорусских автопроизводителей и импортеров автомобилей как в пределах Таможенного союза, так и из дальнего зарубежья. Поэтому не следует ожидать, что все ставки проиндексируют на один коэффициент.
       Очевидно одно, главным бенефициаром повышения ставок будет государственный бюджет. Следующим счастливчиком можно назвать местных автопроизводителей. А на «бронзовую» ступень пьедестала выгодоприобретателей увеличения ставок я бы поместил официальных импортеров российских автопроизводителей. У вторых и большинства третьих автомобили за счет новых ставок утилизационного сбора не подорожают.
       Наступившая эпоха очередной дедолларизации, очевидно, потребует отказа от номинирования утилизационного сбора в российской валюте и формирования ставок в белорусских рублях.

       Видимо, ценовое дно на рынке новых автомобилей пройдено. И дорожать автомобили в ближайшее время будут не только за счет изменения ставок утилизационного сбора. 

среда, 1 апреля 2015 г.

От юристов до журналистов. Экспедиция в Гималаи отправится через месяц

       Восхождение на вершину Сток-Кангри (Stok Kangri, 6153m)  в индийских Гималаях обещает стать серьезным испытанием для альпинистов-любителей.

       Планируемая экспедиция является уже 15-й в рамках любительского альпинистского проекта «Семь вершин». Первая, на высшую точку Европы – Эльбрус, состоялась летом 2002 года.
       В «первом составе» восходителей были известные в Беларуси бизнесмены: председатель Правления ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)» Владимир Иванов, Председатель Совета директоров отечественного производителя средств защиты растений ООО «Франдеса» Валерий Дымент, Председатель Совета директоров ГК «Интеллект» Сергей Варивода и другие.
       В составе нынешней экспедиции белорусских альпинистов-любителей 24 участника, в том числе 12 женщин. Возраст участников от 18 до 60 лет. Среди восходителей люди разных профессий: врачи, журналисты, бизнесмены, юристы. В составе экспедиции и трое студентов.
       Попытку покорения своей высоты предпримут заместитель главного редактора журнала «Дело» Константин Коржевич, член Совета директоров и соучредитель TUT.BY Константин Волошин, кандидат медицинских наук Марина Брановская, адвокат Мария Коржевич, заместитель директора ООО «Китайские автомобили» Светлана Хандогина, директор АСК «Архипелаг» Олег Титов, заместитель директора ООО «МИГ Лтд» Георгий Метлицкий, совладелец сети салонов «АЛЛО!» Евгений Литвин и другие.
      Белорусские альпинисты предполагают совершить восхождение по классическому маршруту по юго-западному гребню. В летний сезон восхождение на вершину не представляет технической сложности. Однако апрель-май являются крайне сложными месяцами для покорения Сток Кангри из-за глубокого снега и высокой лавинной опасности.

       Сток Кангри (6153м) входит в топ-10 наиболее интересных маршрутов для восхождения по версии Lonely Planet. Расположена в горном массиве Гималаи на северо-западе Индии. Сезон восхождений: июнь-август.

       Восхождение на вершину предполагается совершить 4 или 5 мая без использования кислорода. Среднее атмосферное давление  на высоте вершины Сток Кангри составляет менее 50% от нормального давления на уровне равнинной Беларуси.
       Восхождение планируется совершить в альпийском стиле с установкой двух промежуточных палаточных лагерей. От подножия вершины и обратно альпинисты предполагают уложится в 80 часов.
       В активе альпинистов проекта «Семь вершин» несколько скоростных восхождений на «шеститысячники» в течение 24 часов без предварительной акклиматизации.
       Наивысшее достижение любителей – китайский исполин Музтаг-Ата (7546м) за 164 часа.
       Бюджет гималайской экспедиции составляет 1200 долларов США на одного участника, включая международный перелет. С момента основания проект является некоммерческим, расходы по участию в экспедиции альпинисты оплачивают самостоятельно.
       Руководитель экспедиции Сергей Варивода.
       Информационную и организационную поддержку экспедиции оказывают телеканал «БТ-1», РУП «БелТА», ООО «Китайские автомобили», пресс-служба БГУИР.