среда, 5 августа 2015 г.

Альпинизм: путь в Поднебесье или дорога на Небеса?

       Белорусские альпинисты-любители проекта «Семь вершин» впервые отступили, не дойдя 250 метров до вершины пика Ленина. Стоила ли Вершина двухнедельной борьбы под грохот лавин?
       Сегодня утром трое белорусских бизнесменов: Андрей Аноп – руководитель экспедиции, Дмитрий Титов и Анна Авгуль спустились в базовый лагерь и вышли на связь. Исполнительный директор «Белинвестбанка» Наталья Сурдо прекратила восхождение неделей ранее.
       Последнее сообщение от участников экспедиции поступило более недели назад, и все это время оставалось лишь ждать, наблюдая на специализированных интернет-сайтах, как на склонах пика Ленина бушует снежная буря. Ежедневно выпадало от 20 до 40 см снега.
       Говорят, пик Ленина (7134м) в Киргизии  – самый простой «семитысячник». Не бывал, не знаю. Но каждый, кто пробовал свои силы в альпинизме, наверное, со мной согласится: «семитысячники» не бывают простыми.
       В активе у Анопа и Титова несколько физически очень сложных скоростных восхождения: Эль-Мисти (Перу, 5822м) и Сайрекабур (Чили, 6024м) за 24 часа, Сток-Кангри (Индия, 6153м) за 50 часов, Музтаг-Ата (Китай, 7546м) за 164 часа. Без предварительной акклиматизации. Казалось, что пик Ленина за две недели – задача не сложная.
       Последняя попытка выхода на вершину была предпринята в понедельник 3 августа. После 9-часовой борьбы с непогодой на отметке 6900м связка Аноп-Авгуль повернула назад: снега – по пояс. Откатились назад к спасительной палатке штурмового лагеря.
       Гора измотала физически. Морально добила новость о гибели троих россиян в одной связке у пика Ленина. Ребята еще не знали, что и наша страна в эти дни лишилась двух опытных спортсменов-альпинистов.
       Попробуйте представить себе моральное напряжение человека, который пытается заснуть в палатке под грохот лавин. Тем более, что не переставая нарастает снежный навес. Тем более, что ты спишь в лагере на «сковородке», где лавины убивали десятки альпинистов.
       Мои друзья вернулись. И это главный итог любой экспедиции. Я знаю, как тяжело и обидно отступать, потратив уйму сил. Но у меня свои оценки и критерии успешности в альпинизме: вернул всю экспедицию домой невредимыми – значит уже успешен.  
       А еще несколько правил, которые помогали выживать в Поднебесье. Они, эти правила, мои, альпиниста-любителя. Это опыт руководства предыдущими пятнадцатью экспедициями и не более того.
       Первое, погода – главное слагаемое успеха.
       Второе, альпинизм это строгие правила, пренебрежение которыми многократно увеличивает риск трагедии.
       Третье, борись за вершину до последнего, но главное – вовремя повернуть назад. Вовремя – это значит с уверенностью, что ты избежишь «холодной ночевки».
       Четвертое, без амбиций нет альпинизма, с чрезмерными амбициями – когда-нибудь не станет альпиниста.
       Пятое, чем больше твой опыт, тем старше твой возраст – «смотри в паспорт».
       Шестое, прежде, чем стать в связку с партнером, подумай, готов ли ты умереть вместе с ним. В жизни все не так романтично, как в песнях Высоцкого.
       Я хожу в связке только по относительно горизонтальной поверхности закрытых ледников. Не по кинжальным гребням, отвесным стенам и даже крутым склонам. И, простите, не верю я в альпинистские байки в стиле героев «Титаника»: ты прыгнешь, я прыгну. Для непосвященных поясню: если твой приятель сорвался в бездну слева, то необходимо сигануть в бездну справа. Слабо?
       И последнее, «не ходите дети в Африку гулять». Если ты впервые идешь на вершину с мощным снежно-ледовым покровом, то не жалей денег – возьми местного проводника, который видел этот ледник десятки раз зимой и летом.
       PS: Пока писался этот материал удалось получить лишь пару фото на спуске чуть выше пяти тысяч метров.
Зона ледниковых трещин между лагерями 1 (4400м) и 2 (5300м)  
Андрей Аноп на леднике выше лагеря 1 
        PPS: И последнее правило. В жизни имеет место случай, который не поддается никаким правилам. Так что, как говорится, риск - дело благородное.

пятница, 10 июля 2015 г.

Итоги гималайской экспедиции: один в больнице, двое на вершине

       Белорусские альпинисты в течение 50-ти часов поднялись от подножия на вершину Сток Кангри (6153м) в северной Индии. В эти дни Гималаи не трясло, но скорость подъема, на всякий случай, пришлось увеличить вдвое.
       4 мая в 13.10 бизнесмен Андрей Аноп и первокурсник БГУИР Алексей Варивода подняли на вершине национальный флаг страны в честь 70-летия со дня Победы.

       Наш альтиметр показал высоту 6148м. Позади были почти 12 часов изнурительного подъема. Скорость набора высоты – недопустимо высокая. Мы шли на риск в эту морозную ночь, понимая, что другого шанса может и не быть.
       Еще бы один-два дня – и на вершину поднялись бы минимум три связки. Специалисты знают, главный враг человека, вознамерившегося покорять Гору, являются не лавины-камнепады-ледопады, а гипоксия, кислородное голодание. Она обрушивает на головы восходителей горную болезнь. Звучит красиво, убивает эффективно. Это, как радиация, не видно, не слышно…
       Мы шли на риск. Поджимало время. Боялись, что треханет в горах – и придется сворачивать экспедицию. И окно в погоде вдруг появилось после снежно-ледяных вихрей вечера третьего…
       В этот вечер экспедиция поднялась на 4900м. Поставили лагерь. Померили сатурацию (содержание кислорода в крови). Вроде у всех терпимо…
       Погода «не летная». И вдруг к ночи стихло. Звезды, трескучий мороз, но без обжигающего ветра. Погода – второй (а может и первый) по важности фактор в горах. Нет…первый, наверное, удача…
       Появилось окно в погоде – лезь в него со всей прытью. Решение молниеносное – выходим в полночь. Собрались. И тут накрыло…Нет, не лавина…- «горнячка». Основной удар приходится через 4-8 часов после набора высоты. Так что спокойно катайтесь на горных лыжах…
       Быстро диагностировали у одного из восходителей первые признаки высокогорного отека легких. При таком диагнозе путь альпиниста в поднебесье через 10-12 часов превращается в дорогу на небеса…
       Четыре «кубика» дексиметазона и в час ночи Валерий Дымент и Олег Титов уводят пострадавшего в тьму кромешной ночи по дну ущелья. Они будут спускаться всю ночь. Это главное – сброс высоты.
       Кровавая пена с губ и булькающий кашель, раздутые от воды легкие и отекшие конечности – все это уже на пороге местной больницы утром 4-го… Жить будет! И в горы ходить…
       К этому времени первая связка уже штурмовала предвершинный гребень. На смену ужасно холодной ночи пришел изнуряющий солнечный день. Это внизу красиво. А на леднике – ты как на радиактивной сковородке.

       На таких высотах воздух разряжен наполовину. Защитный слой атмосферы не спасет от радиактивных лучей. Быстро наступает и обезвоживание – с собой канистру на вершину не унесешь.
       Сейчас главный фактор – время. К 11.00 кто выбился из сил, кого придавила к склону горная болезнь. На гребень поднимаются двое.
       Гребень – это линия, где сходятся два склона, две почти отвесных стены. Идти легче, под лавину не попадешь, камнем сверху «не огреет». Это – как по карнизу «высотки». Легко, удобно, только оступиться нельзя.
       Впрочем, в горах, если оступился, еще есть шанс: товарищ улетел «влево» - стремглав прыгай в другую бездну…вправо…Тогда можно повиснуть на связной веревке, один над левой бездной, другой – над правой…Говорят, работает приемчик. Врать не буду: не пробовал, не знаю…

       Единственная связка поднялась на вершину. В альпинизме – это «зачет» всей экспедиции.
       Потом еще был 4-часовой спуск вниз. В закатных сумерках восходители достигли спасительных палаток штурмового лагеря.
       Мы стали первой экспедицией на Сток Кангри в этом сезоне. Траншея в снегу пробита, склоны обработаны – это дорогого стоит…


       Пятнадцатая экспедиция в рамках национального альпинистского проекта «Семь вершин» завершена.  А уже в начале августа наши друзья будут штурмовать вершину пика Ленина… 

Белорусские вкладчики как средство пополнения российского бюджета

       Нестабильность национальных валют Беларуси и России в который раз привела к вывозу сбережений в автосалоны Российской Федерации. Доля прямых покупок в России в июне подросла до 30%.
       Давно уже не секрет, что белорусы предпочитают «сыграть в короткую». Снять сливки сверхприбыльных депозитных ставок в «белках», а при первых признаках очередной девальвации – «выйти в кэш» или купить по «старым ценам» недвижимость, автомобиль, предметы роскоши.
       По нашим опросам лишь 1,6% респондентов планируют спасать свои сбережения, инвестируя в покупку легкового автомобиля. Казалось бы, не много. Однако этого достаточно, чтобы добавить рынку 500-1000 единиц продаж в месяц. Что и произошло в июне.
       Фактор ослабления белорусской и российской валют дал авторынку в июне бОльший позитивный эффект, чем негатив от снижения жизненного уровня населения. Продажи новых легковых автомобилей в стране выросли на 21% к маю текущего года и на 8% к СППГ (июнь 2014г), превысив 2700 штук.
       На фоне спада продаж у наших соседей-россиян на 29,7% к СППГ при невероятной бюджетной поддержке авторынка России  – результат феноменальный.
       В мае-июне население откровенно занервничало. Ослабляя национальную валюту, Национальный банк резко понизил депозитные ставки. К сожалению, кредит доверия к финансовой системе и регулятору не настолько высок, чтобы население не отреагировало на эти процессы частичной конвертацией сбережений в другие активы.
       И если в периоды кризисов 2009 и 2011 гг. отток сбережений приводил к росту оборотов розничной торговли, то нынешний кризис стимулирует белорусов к массовому вывозу сбережений в соседние страны. Если говорить о вывозе валюты с целью покупки автомобиля, то в Российскую Федерацию.
       При этом наша торговля с трудом показывает символический рост в 1,2% в розничном обороте за пять месяцев, который вот-вот может «уйти в минус». На фоне роста числа покупок легковых автомобилей в стране в июне, дилеры Белорусской автомобильной ассоциации зафиксировали спад на 7% к июню 2014г. А продажи местного автопроизводителя Geely за полугодие рухнули минимум вдвое.
       Белорусы протоптали новую тропу для выноса своих сбережений. По этой тропе уже больше года перемещаются в одну сторону сотни миллионов долларов из скудеющих ЗВР страны, а обратно – купленные в России товары, причем не всегда российские.
       Властей эти процессы видимо не интересуют. Куда важнее спасти промпроизводство страны очередными бюджетными вливаниями. Да только утекающие из страны деньги граждан пополняют налогами бюджет соседей, а не идут в нашу казну.
       К призывам автодилеров правительство немо и глухо, отмахиваясь отговорками о наших интеграционных обязательствах в ЕАЭС. Сомневаюсь, что соседи по ЕАЭС будут кормить наших граждан. Как, впрочем, сомневаются и казахские власти, принявшие решение об ограничении «серого» ввоза автомобилей из России на территорию Республики Казахстан.
       Белорусские же реалии таковы, что масса фирм-посредников «цветет и пахнет» на виду у всей фискально-правоохранительной системы. Обращения БАА и отдельных дилеров кладутся в стол. Недавнее официальное обращение дилера «Хендэ АвтоГрад» в Комитет государственного контроля с просьбой дать правовую оценку деятельности «серого» посредника так и закончилась для дилера ничем. В лучшем случае – ничем!

       Уверен, рано или поздно бюджетные проблемы заставят власти заняться ограничением «серого ввоза» автомобилей из России. Реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги. А пока мой прогноз на июль: спад дилерских продаж ускорится. Если, конечно, геополитика с нашей макроэкономикой всерьез не вспугнут вкладчиков. Но это уже будет другая история…

понедельник, 8 июня 2015 г.

Побегут ли вкладчики за автомобилями?

       На фоне камнем падающего авторынка Российской Федерации белорусский всю зиму и весну демонстрировал завидный рост. Да еще какой! Прироста в 129% (!) квартал к кварталу история страны еще не знала.
       Гордость распирает за наших! ВВП вместе с реальными доходами падают, а покупки новых автомобилей на рекордных уровнях.  При этом рост продаж обеспечили бюджетные седаны стоимостью около S10 000, потеснившие рынок «бэу» автомобилей.
       Например, доля «большой пятерки»: Renault Logan, Renault Sandero, VW Polo Sedan, Hyundai Accent (Solaris), KIA Rio, в январе-мае 2015 года выросла до 31,63 % рынка новых «легковушек» с  24,54% в соответствующем периоде прошлого года (СППГ).
       При этом только 38 % продаж белорусской «Big Five» обеспечено белорусскими дилерами. Остальное же ввезено из Российской Федерации.
       Белорусы не упустили шанс и воспользовались демпинговыми ценами российского (да и белорусского) рынка. Необходимость ехать за подержанной 3-5 лет иномаркой за рубеж попросту отпала. По данным Белстата это привело к падению ввоза физическими лицами легковых автомобилей из-за пределов Таможенного союза в 5 раз в первом квартале 2015г. относительно СППГ.
       Дешевые бюджетные иномарки из России, в том числе реализуемые белорусскими дилерами, потеснили рынок «бэу» автомобилей в стране и стали основным драйвером роста рынка в последние полгода.
       Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Рост цен российских поставщиков и курса российской валюты по отношению к белорусскому рублю привели к резкому спаду покупок легковых автомобилей уже в мае. Впервые с ноября прошлого года общий рынок новых легковых автомобилей «ушел в минус». И российские товарищи не помогли…
       Смущает не результат, а скорость падения. В мае в 3 раза меньше, чем в январе! К сожалению, нет никаких оснований полагать, что это уже дно авторынка.
       Если ценовое дно рынок уже прошел, то минимум продаж нас еще ждет впереди. Очевидно, что с учетом эффекта высокой базы прошлого года, все оставшиеся месяцы года нынешнего мы будем иметь отрицательный относительный результат.
       Сейчас речь о другом. Когда продажи новых легковых автомобилей достигнут абсолютного минимума? И что это будет за минимум? И какова доля в этих продажах будет обеспечена национальными дилерами? Не исключаю, что дилерские продажи 1500-1600 легковых автомобилей будут печальной реальностью летнего затишья.
       Сжатие внутреннего рынка в целом приводит к долгожданному росту доли продаж белорусских автосалонов. Напомню, в декабре 2014г. прямые продажи российских автодилеров достигали 83%. Но уже в мае этого года их доля упала до 20 %.
       Рано радовались. Кто с  мая, а кто с июня – российские автопроизводители пошли на массовое снижение цен. И стремительно слабеющий российский рубль лишь усиливает стимулы для белорусов снова ринуться в соседнюю страну за автомобилями.
       Вот только есть ли еще кому? Похоже, что покупатели со сбережениями на руках (в банках, чулках, огородах) тают, как весенний снег. И все больше покупателей нуждаются в кредитной (лизинговой) поддержке при покупке автомобиля. Конечно, этот сегмент рынка работает исключительно на продажи отечественных автосалонов.
       Но есть одно но, которое может не только обрушить всю вышеизложенную логику развития рынка, но и, как у нас принято, валютный курс с доходами-сбережениями, а заодно и дельта-банками.

       На фоне заслуживающего уважения упорства Национального банка по принуждению «депозитной ставки к миру» курс национальной валюты к любимому всеми белорусами доллару США ослабел за месяц на 7,5 %. То есть в годовом исчислении аж на 90%!
       Конечно, колебания курса в моменте - это еще не повод выносить последнюю валюты страны из «обменников», тем более, что вряд ли это уже будет позволено сделать. Но вполне достаточный импульс для части вкладчиков «депозитной пирамиды» на выход «из белки». При этом, кто-то покупает валюту, кто-то - квартиру, ну а некоторые предпочитают ухватить за хвост «старые цены» на автомобили.
       Таких набегов на дилерские автосалоны за последние годы было не счесть. Если оставить для истории скупки автомобилей в периоды девальваций, то обычные волны потребительского страха накатывали на дилерские салоны примерно при текущем уровне ставок по сбережениям в национальной валюте. Например, сонный летний июль в 2013 и 2014 годах давал нехарактерно высокие продажи дилерским салонам.

       Был бы повод, а за народом не заржавеет. Наши люди – народ тренированный в забегах на короткие дистанции. Не чета некоторым… 

воскресенье, 17 мая 2015 г.

Белорусы еще никогда не покупали так много новых автомобилей

       Политика властей  «от утюга до автомобиля» должна защищать внутренний рынок в целом, а не только производителя.  Авторынок страны на исторических максимумах, а национальные автодилеры едва сводят концы с концами.     
       Можно и нужно прекратить тратить средства государственного бюджета и государственных компаний на закупку автомобилей, аналоги которых производятся в стране. Однако любые попытки вводить ограничения на импорт легковых автомобилей в целом наносит ущерб национальной экономике. Чем хуже собственному импортеру, тем лучше импортеру соседней страны.
       Невзирая на Указы №№ 361 и 99 (резервирование ввозного НДС для импортеров), № 64 (утилизационный сбор для дилеров по ставкам в десятки раз выше, чем при ввозе физическими лицами), ухудшившие условия работы национальных дилеров, начиная с ноября 2014 года,  рынок новых легковых автомобилей в стране бьет рекорды. Только за последние полгода белорусы приобрели 38 тысяч новых легковых автомобилей. Это больше, чем за любой предшествующий год.
       При этом на долю граждан приходится 90% покупок.  И  более половины покупок приходится на автомобили российского производства, проданные российскими же дилерами. Ущерб от вывоза валюты из страны исчисляется сотнями миллионов долларов.
       Умом реальную экономику «синеокой» не понять. На фоне падающего ВВП и реальных доходов населения, запредельных процентных ставок и растущей безработицы белорусы умудряются наращивать вклады в банках и массово скупать автомобили.
       Глядя на данные аналитического агентства «Автостат»  понимаешь, что кризис «у них», не у нас.

       О причинах происходящего уже не раз говорилось и писалось ранее. Повторю лишь вкратце свою версию событий.
       Этап первый – «обвал у них» ( поздняя осень – начало зимы):    
       Нарастающее избыточное предложение на российском рынке, сформированное из-за  завышенного прогноза продаж (производства) на 2014 год, приводит к волне массовых скидок у российских дилеров. Обвал курса российского рубля делает цены еще более привлекательными. Белорусы массового устремляются в Россию за покупками автомобилей и не только, попутно выметая валюту из «обменников».
       Этап второй – «обвал у нас» (зима  2014-2015):
       На фоне очередной «корректировки» курса, неуверенности в стабильности банковской системы и национальной валюты, усиленной на исходе зимы вестью о крахе «Дельта-банка» часть сбережений граждан инвестирована в покупку автомобилей. Небольшой рост цен на российском рынке при сохранении  слабого российского рубля не в состоянии сбить ажиотажный спрос.
       Этап третий – «ни пяди рынка» (первая половина весны):
       В битву за белорусского потребителя активнее включаются белорусские же дилеры. Кто-то получил доступ к «российским ценам», остальные вынужденно продают в убыток, сокращая склады автомобилей 2014 года выпуска. Доля прямых покупок у российских дилеров снижается с 83% в декабре до 42% в апреле.
       Бал на рынке правят бюджетные седаны. Цены на популярные модели   Renault Logan и SanderoVolkswagen Polo Sedan, Nissan Almera, Sкoda Rapid и другие у белорусских дилеров (!) опускаются до $10 000 и ниже. На рынке, выражаясь словами Карлоса Гона, президента альянса Renault-Nissan, «кровавая баня».
       Парятся в ней по разному. Кто-то за счет потерь самих изготовителей российских иномарок, то есть того же господина Гона, а кто-то и за свой счет. Первое – приятнее. В этот период рынок проходит ценовое дно.
       Этап четвертый – «выдохлись» (вторая половина весны):
       Под канонаду праздничных салютов рынок начал ощутимо «проседать». Покупатель откровенно выдохся, а мотивация на совершение ненужных покупок на фоне стабилизации курса у нас и укрепления курса у них стала исчезать. Кто успел, тот и съел.  А кто не успел, тот предпочитает «взять свое» в погоне за падающими, но еще достаточно высокими, депозитными ставками.
       По итогам 2-го квартала мы увидим существенную перемену настроений на рынке. Доля ввоза из России будет постепенно снижаться, оставаясь по-прежнему существенной. Продажи дилеров Беларуси снизятся к соответствующему периоду прошлого года. Политика «от утюга до автомобиля» наконец-то проявится в цифрах. В цифрах спада продаж, доходов, налогов, численности занятых в дилерской отрасли.
       Кстати, возвращаясь к диаграмме  фантастического роста  продаж новых легковых автомобилей в Беларуси в 1-ом квартале т.г., стоит отметить, что рост продаж национальных дилеров был умеренный – около 20%. И что еще хуже: средняя температура по больнице не отражает самочувствие отдельных дилеров. Весь прирост продаж нынешнего первого квартала обеспечен 5-6 марками. А более 60% дилеров свои валовые показатели ухудшили.
       О финансовых результатах и говорить не приходится. Дилеры вынуждены взять на свои балансы все издержки девальвации, продавая автомобили в рублевом эквиваленте даже дешевле, чем до обвала курса.
       Такие распродажи будут в ближайшие недели завершены, а инвестировать в покупку нового автомобиля дилер будет с оглядкой на реальную, читай высокую, цену последующей продажи.
       Дальнейшее укрепление российской валюты по отношению к белорусскому рублю на фоне замораживания доходов населения, стагнация в экономике и высокие процентные ставки и, наконец, политика «от утюга до автомобиля»  создадут «идеальный шторм», разрушающий остатки благополучия на автомобильном рынке.

       К сожалению, в отсутствие фундаментальных факторов роста спроса «белорусское автомобильное чудо» не могло  продолжаться бесконечно.

вторник, 28 апреля 2015 г.

Белорусские альпинисты вылетают в северную Индию

       Подземные толчки на территории Непала и в северной части Индии не прекращаются, но существенно ослабли. Вероятность схода лавин в горах снижается.
       На экстренном совещании участников экспедиции решение принято единогласно: мы едем! Восхождение на Сток Кангри (6153м) в индийских Гималаях планировалось совершить в канун юбилея Великой Победы. Откладывать некуда. Да и почти невозможно снова все организовать в другие сроки.
       Все подавлены сообщениями о массовой гибели альпинистов в базовом лагере Эвереста. Мы дважды бывали в этом районе. Безопаснее места не придумаешь. Выжили все, кто находился в высотных лагерях и практически не имел шансов на спасение при массовом сходе лавин. А отдыхающих вбазовом лагере смела лавина.
       На наше решение лететь во многом повлияли сообщения от наших индийских друзей, что на севере Индии спокойно.
       Обстановка в районе Сток Кангри не известна. Еще ни одна экспедиция в этом году попыток не предпринимала. Мы первые.
       Пойдем быстро и налегке. В лавиноопасной зоне планируется пробыть не более суток. Как шутят ребята, проскочить между лавинами.
       Прогноз не очень. Небольшие снегопады. В Лехе, начальном пункте экспедиции, попробуем разжиться снегоступами.
       Первая ночевка на 3500м. Сразу придавит гипоксия. На следующий день поднимемся до зоны снегов, где-нибудь на 4200м.
       На утро полгруппы будет неработоспособно. Тех, у кого сатурация (содержание кислорода в крови) упадет ниже 70%, отправим вниз. Наиболее сильные поставят штурмовой лагерь на леднике на 4900-5000м. Если погода сложится  благоприятной и «трясти» не будет, то ночью попробуем штурмовать вершину.
       Путь наверх может занять до десяти часов. Еще три на спуск.
       Основная проблема – гребень. Летом по оттаявшей «сыпухе» его ходят играючи. В зимний гололед придется решать не простую техническую задачу. На провешивание веревок уходят силы и часы. Без перильной веревки риск срыва возрастает кратно. Разберемся на месте.
       В сухом остатке: мы планируем совершить первое в Беларуси восхождение на гималайский «шеститысячник» не в сезон и без предварительной акклиматизации за три дня. Возможно ли это? Время покажет. В моем альпинистском «багаже» два восхождения на «шесть» за сутки, на «шесть с половиной» за двое и на 7546м за неделю. Но сотрясающиеся от афтершоков Гималаи – это уже совсем другая история…

суббота, 25 апреля 2015 г.

Решение о проведении альпинистской экспедиции в индийских Гималаях будет принято после анализа последствий землетрясения (обновлено)

       Поступают разноречивые данные о количестве погибших альпинистов в результате схода лавин в районе базового лагеря Эвереста. В разгар сезона на склонах гималайских гор стоят сотни альплагерей.
       Как сообщалось в СМИ, сошла лавина с непальской стороны Эвереста. Вроде бы путь схода лавины лежит между ледопадом Кхумбу и альпинистским базовым лагерем.
Эверест со стороны Непала (фото автора)
       Сейчас в Непале самый разгар весеннего сезона восхождений. Если ваша цель – гималайский семитысячник или выше, то 25 апреля вы уже должны работать на горе.
       В базовом лагере Эвереста в это время могли находится не менее тысячи человек. Как альпинисты, так и треккеры, шерпы, вспомогательный персонал.
Базовый лагерь у Эвереста (фото автора)
       Сообщение о сходе лавины с другой стороны горного цирка, в котором располагается самый большой базовый лагерь альпинистов на планете, опубликовал в Твиттере румынский альпинист Alex Gavan. Альпинист сообщает, что остался жив, выскочив в последний момент из палатки базового лагеря. Но многие экспедиции находились в этот момент в высотных лагерях.
Пумори (Pumori) (фото автора)
       Была ли это вторая лавина и новые жертвы, или информация поступает не совсем верная – пока не ясно. Ведь Пумори (PuMori) находится с противоположной от Эвереста стороны горного цирка.
Ледопад Кхумбу над Базовым лагерем у Эвереста (фото автора)
       В воскресение 26 апреля Alex Gavan сообщил о новых толчках и новых лавинах. Мои старые друзья, непальские шерпы Gelu и Tsering не отвечают на запросы.
       От эпицентра землетрясения до региона нашего восхождения ( гора Сток Кангри, северная Индия) – около тысячи километров. Получить информацию о последствиях землетрясения на территории штата Джамму и Кашмир пока не удается.
       На мои запросы проводники будущей экспедиции тоже пока не отвечают. В отличие от горного Непала, в индийских Гималаях сейчас не сезон. И до нас никто на Сток Кангри не заявлялся. Альпинистов на маршруте могло и не быть.
       Но подходы к вершине лавиноопасны. Поэтому будем отслеживать ситуацию до последнего. К сожалению, до даты планового вылета осталось три дня.
Сток Кангри, Гималаи, северо-запад Индии


       Решение о проведении экспедиции будет приниматься в последний момент в зависимости от двух факторов: будут ли повторяться толчки и состояние горного массива, активность лавин в регионе. 

среда, 8 апреля 2015 г.

Пятьдесят процентов серого

       
Дилерские продажи в марте составили около половины рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Беларуси. Остальное – серый ввоз.
       После декабрьских 17% - это несомненный успех. Вдумайтесь в эти цифры: 83% розничного товарооборота одной страны обеспечивали магазины другой страны. 83% «серого» товарооборота с расчетами «зелеными» деньгами.
       Охрипшие в диалоге с властью не меньше «Русских Перцев» в финале гиннесовского марофона  белорусские автодилеры так и не были услышаны. Хотя за живучесть наших автодилеров в эту самую Книгу рекордов тоже можно занести.
       Странная все же в нашей стране любовь к «серой» торговле автомобилями и не только. То есть умом-то мы на всех уровнях понимаем, что это нехорошо как-то…Но ведь главное, что дешево и приятно для кармана как торгующего, так и покупающего!...
       Только ленивый не обвинял национальных автодилеров в жадности, корысти, не умении работать, «как они»… О чем говорить, если на все предложения Белорусской автомобильной ассоциации о защите внутреннего рынка от разорения, бюджет – от потерь, валютный курс – от очередного обвала из-за регулярного, не иссякающего и масштабного вывоза валюты в оплату автомобилей гражданами за рубежом, даже такое уважаемое ведомство, как Министерство экономики, в письме от 27.02.2015г. уличило Ассоциацию в попытке «увеличить прибыли автодилеров за счет устранения прямого конкурента – физических лиц».
       Ну что ж, если Минэкономики всерьез рассматривает «серый рынок», «перекупов» как субъектов национальной экономики, то встает вопрос: какой бизнес нужен властям?
       Да, автодилеры, как и все субъекты хозяйствования, хотят получать прибыли, а не убытки. Наращивать доходы и персонал, объемы торговли и услуг. И со всего этого платить налоги и сборы в казну. Ничего при этом из этой самой казны не получая.
       В предыдущих материалах я неоднократно приводил суммы упущенной выгоды для страны от переориентации белорусских покупателей на торговые точки соседнего государства. Пора освежить.
       В первом квартале 2015 года в страну ввезено и поставлено на учет около 16,5 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом дилерами – членами БАА за этот же период продано менее 6 тысяч.
       Учитывая, что средняя стоимость ввозимого нового легкового автомобиля даже с учетом девальвации цен превышает 15 тыс. долларов США , можно оценить минимальный вывоз валюты из страны за 3 месяца в 160 млн. долларов. Смею предположить, что эта валюта была куплена в обменниках и вывезена в основном в Российскую Федерацию. Впрочем, Россия обещала вернуть эти деньги обратно, предоставив Беларуси очередной кредит на сумму $110 млн. Шутка.
       За тот же объем автомобилей автодилеры вывезли бы 50-60 миллионов долларов меньше. И дело не только, и не столько в оптовых скидках, сколько в том, что дилер оплачивает в рублях в своей стране НДС, свою себестоимость, утилизационный сбор, таможенную пошлину и часть доставки и т.п.
       Все эти платежи за рубежом гражданин оплачивает в валюте, а доходы поступают в бюджет чужой страны. А прибыли – в карманы автодилеров соседнего государства. Но это не важно…Главное, что бы не в карманы своих предпринимателей…
       Итоги первого квартала оставляют смешанные чувства. Пир во время чумы. На фоне падающих доходов, девальвации и сумасшедших процентных ставок продажи новых автомобилей в стране  в первом квартале года на невиданно высоком уровне! Рост к первому кварталу прошлого года невероятный – в 2,5 раза! При этом продажи автодилеров выросли на 20%. И при этом же большая часть дилеров свои продажи снизила.
       Как и предполагали эксперты, дилерский рынок живет и даже пока прирастает за счет дилеров, ввозящих автомобили из Российской Федерации.
       Сейчас игроков авторынка интересует один вопрос: когда авторынок выдохнется и пойдет на спад. По моим оценкам, это должно было произойти уже в марте. Спасибо покупателям, пока держимся. Но ощущение близкого резкого спада продаж не покидает.

       Полагаю, что уже во втором квартале автодилеры ухудшат свои результаты по отношению к прошлому году. Может быть тогда власть через голодный желудок Минфина нас и услышит…

пятница, 3 апреля 2015 г.

Индексация утилизационного сбора в Беларуси не за горами

       Информация российских и белорусских СМИ о грядущей индексации ставок утилизационного сбора на автомобили была ожидаема. В кругу экспертов этот вопрос обсуждается с конца прошлого года.
       Напомню, ставки утилизационного сбора и в России, и в Беларуси определены в российских рублях. Учитывая, что экологией в этом вопросе и не пахнет, стоило ожидать предложений лоббистов российского автопрома об индексации ставок, желательно на уровень девальвации российского рубля. То есть почти вдвое.
       В противном случае отношение суммы утилизационного сбора к таможенной пошлине при импорте автомобиля значительно уменьшается, то есть защитный барьер для входа на рынок снижается.
       Очевидно, что в вопросе взимания утилизационного сбора Беларусь следует в кильватере промышленной политики Российской Федерации.
       Поэтому не за горами и увеличение ставок утилизационного сбора на ввозимые автомобили и в нашей стране. Размеры ставок обсуждаются и пока нет смысла их комментировать.
       Ожидаемые ставки утилизационного сбора станут результатом сложного компромисса тех, кто ратует за их повышение для физических лиц с целью ограничения вывоза валюты из страны гражданами, а также белорусских автопроизводителей и импортеров автомобилей как в пределах Таможенного союза, так и из дальнего зарубежья. Поэтому не следует ожидать, что все ставки проиндексируют на один коэффициент.
       Очевидно одно, главным бенефициаром повышения ставок будет государственный бюджет. Следующим счастливчиком можно назвать местных автопроизводителей. А на «бронзовую» ступень пьедестала выгодоприобретателей увеличения ставок я бы поместил официальных импортеров российских автопроизводителей. У вторых и большинства третьих автомобили за счет новых ставок утилизационного сбора не подорожают.
       Наступившая эпоха очередной дедолларизации, очевидно, потребует отказа от номинирования утилизационного сбора в российской валюте и формирования ставок в белорусских рублях.

       Видимо, ценовое дно на рынке новых автомобилей пройдено. И дорожать автомобили в ближайшее время будут не только за счет изменения ставок утилизационного сбора. 

среда, 1 апреля 2015 г.

От юристов до журналистов. Экспедиция в Гималаи отправится через месяц

       Восхождение на вершину Сток-Кангри (Stok Kangri, 6153m)  в индийских Гималаях обещает стать серьезным испытанием для альпинистов-любителей.

       Планируемая экспедиция является уже 15-й в рамках любительского альпинистского проекта «Семь вершин». Первая, на высшую точку Европы – Эльбрус, состоялась летом 2002 года.
       В «первом составе» восходителей были известные в Беларуси бизнесмены: председатель Правления ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)» Владимир Иванов, Председатель Совета директоров отечественного производителя средств защиты растений ООО «Франдеса» Валерий Дымент, Председатель Совета директоров ГК «Интеллект» Сергей Варивода и другие.
       В составе нынешней экспедиции белорусских альпинистов-любителей 24 участника, в том числе 12 женщин. Возраст участников от 18 до 60 лет. Среди восходителей люди разных профессий: врачи, журналисты, бизнесмены, юристы. В составе экспедиции и трое студентов.
       Попытку покорения своей высоты предпримут заместитель главного редактора журнала «Дело» Константин Коржевич, член Совета директоров и соучредитель TUT.BY Константин Волошин, кандидат медицинских наук Марина Брановская, адвокат Мария Коржевич, заместитель директора ООО «Китайские автомобили» Светлана Хандогина, директор АСК «Архипелаг» Олег Титов, заместитель директора ООО «МИГ Лтд» Георгий Метлицкий, совладелец сети салонов «АЛЛО!» Евгений Литвин и другие.
      Белорусские альпинисты предполагают совершить восхождение по классическому маршруту по юго-западному гребню. В летний сезон восхождение на вершину не представляет технической сложности. Однако апрель-май являются крайне сложными месяцами для покорения Сток Кангри из-за глубокого снега и высокой лавинной опасности.

       Сток Кангри (6153м) входит в топ-10 наиболее интересных маршрутов для восхождения по версии Lonely Planet. Расположена в горном массиве Гималаи на северо-западе Индии. Сезон восхождений: июнь-август.

       Восхождение на вершину предполагается совершить 4 или 5 мая без использования кислорода. Среднее атмосферное давление  на высоте вершины Сток Кангри составляет менее 50% от нормального давления на уровне равнинной Беларуси.
       Восхождение планируется совершить в альпийском стиле с установкой двух промежуточных палаточных лагерей. От подножия вершины и обратно альпинисты предполагают уложится в 80 часов.
       В активе альпинистов проекта «Семь вершин» несколько скоростных восхождений на «шеститысячники» в течение 24 часов без предварительной акклиматизации.
       Наивысшее достижение любителей – китайский исполин Музтаг-Ата (7546м) за 164 часа.
       Бюджет гималайской экспедиции составляет 1200 долларов США на одного участника, включая международный перелет. С момента основания проект является некоммерческим, расходы по участию в экспедиции альпинисты оплачивают самостоятельно.
       Руководитель экспедиции Сергей Варивода.
       Информационную и организационную поддержку экспедиции оказывают телеканал «БТ-1», РУП «БелТА», ООО «Китайские автомобили», пресс-служба БГУИР.


вторник, 3 марта 2015 г.

Указ № 99: чем хуже, тем лучше?

       Изъятие в бюджет на 90 дней ввозного НДС у импортеров продлено до конца года, несмотря на протесты бизнес-сообществ. Чем отличается норма нового Указа от прежней?

       Во-первых, правительство в этот раз «посоветовалось» с бизнесом, направив ведущим объединениям нанимателей проект Указа. И, несмотря на протесты бизнес-союзов, продлила одиозную норму до 31 декабря 2015 года.

       Во-вторых, в отличие от пп.1.5 Указа № 361 нормам Указа Президента от 26 февраля 2015г. № 99 придана обратная сила. Власти не постеснялись распространить свои требования к импортерам с 1 января текущего года, хотя Указ опубликован в первых числах марта. Респект, читаем дальше Директиву № 4 и с воодушевлением обсуждаем проект Директивы № 5.

       В-третьих, в отличие от нормы Указа № 361 требования Указа № 99 не распространяются на товары, ввозимые с территории государств, являющихся членами Евразийского экономического союза. Надеюсь, кто-нибудь уже посчитал, что дешевле: регистрация фирмы в Смоленске/ плата за транзит через российскую фирму или уплата кредитующему банку 50% годовых на 3-месячный ввозной НДС? И в том, и в другом случае часть добавленной стоимости (с налогами, занятостью и прочим) перемещается отсюда туда. Я вообще удивляюсь, что еще есть чему перемещаться… Ах да, мы ведь близки к первой тридцатке самых инвестиционно привлекательных экономик планеты! Простите, забыл…

       В-четвертых, перекрыты немногочисленные лазейки для комиссионеров, иных посредников. Уточнено, что передача товара в пределах одного юридического лица не позволяет избежать резервирования НДС в бюджете.

       И, в пятых, если Указ № 361 был вызван необходимостью сдерживания импорта и снижения давления на валютный курс, то Указ № 99 – реакция властей на плачевное состояние бюджета. Очевидно, что эффект от принятия Указа № 99 для внешней торговли и платежного баланса минимальный, если вообще о нем есть смысл говорить. Напомню, что после принятия 361-го ввоз легковых автомобилей удвоился, только при этом валюты вывозили не дилеры-импортеры, а обычные граждане.
       Все проще. Бюджет страны оказался не в состоянии вернуть импортерам уплаченный ввозной НДС. Последние суммы к вычету, то есть к возврату были бы приняты в апреле, но это оказалось проблематичным.
       Кстати, БНПА предлагала растянуть удовольствие принятия уже уплаченного ввозного НДС еще на один налоговый период, но такой вариант не был поддержан Минфином.

       В очередной раз хочется напомнить простую истину: если власти топят собственных импортеров, то граждане вывозят валюту в пользу импортеров другой страны. Евразийский союз, однако…

четверг, 26 февраля 2015 г.

Официальное сообщение о гималайской экспедиции белорусских альпинистов

       В рамках любительского альпинистского проекта «Семь вершин» с 30 апреля по 10 мая 2015 года состоится экспедиция на вершину горы Сток Кангри  (Stok Kangri), расположенную в горном массиве Гималаи на северо-западе Индии.

       Сток Кангри (6153м) входит в топ-10 наиболее интересных маршрутов для восхождения по версии Lonely Planet. Сезон восхождений: июнь-август.
       В составе группы белорусских альпинистов-любителей 25 участников, в том числе 13 женщин. Возраст участников от 18 до 60 лет. Среди восходителей люди разных профессий: врачи, журналисты, бизнесмены, юристы. В составе экспедиции и трое студентов.
      Белорусские альпинисты предполагают совершить восхождение по классическому маршруту по юго-западному гребню. В летний сезон восхождение на вершину не представляет технической сложности. Однако апрель-май являются крайне сложными месяцами для восхождения на Сток Кангри из-за глубокого снега и высокой лавинной опасности.

       Восхождение на вершину предполагается совершить без использования кислорода. Среднее атмосферное давление  на высоте вершины Сток Кангри составляет менее 50% от нормального давления на уровне равнинной Беларуси.
       Несмотря на то, что за спиной участников экспедиции есть скоростные восхождения без предварительной акклиматизации на вершины выше шести тысяч метров в течение одних суток, в предстоящем штурме вершины будет применена тактика восхождения в альпийском стиле, но с установкой двух промежуточных лагерей.
       Планируемая экспедиция является 15-й в рамках проекта «Семь вершин».
       Сроки ее проведения приурочены к 70-й годовщине Великой Победы. В случае успеха в канун дня Победы на вершине будет водружен национальный флаг суверенной Беларуси как символ свободы и независимости нашего государства.

       Руководитель экспедиции
       Сергей Варивода



вторник, 27 января 2015 г.

Авторынок-2015: голодные игры

       Сегодня уже мало кто не предрекал спад на авторынке. Если в начале года казалось, что ввоз легковых автомобилей в страну вряд ли превысит тысяч семьдесят, то финишный спурт белорусов был великолепен. За 11 месяцев 2014 года импорт уже достиг уровня предшествующего 2013 года, а по количеству вывезенной валюты даже превысил на 136 млн. долларов.
       Гадание на прогнозах в нашей стране дело не благодарное, но позволю себе предположить, что общий импорт легковых автомобилей в страну снизится вдвое. При этом почти так же, ну чуть меньше, процентов на 40-45%  может снизиться ввоз новых легковых автомобилей. А вот продажи дилеров, хотя и снизятся к уровню предыдущего 2014 года, но вряд ли падение  продаж превысит 20%.
       В отчаянной борьбе за свою часть авторынка дилеры будут поедать не только друг друга, но и более мелких игроков, работающих в сегменте новых и бывших в употреблении автомобилей. Исход борьбы дилеров между собой во многом будет зависеть от размера собственного капитала, финансовой модели конкретного дилера, доступа к российскому рынку автомобилей, доли доходов от сопутствующих услуг и послепродажного обслуживания в бюджете дилера данной марки.
       Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что в выигрышной позиции окажутся дилеры российских автопроизводителей, оплачивающие автомобили слабеющим российским рублем и имеющие льготный порядок уплаты утилизационного сбора.
       Импортерам из-за пределов Таможенного союза придется не сладко.
       Заявление дилеров об отказе от «Моторшоу» - первая ласточка. Не за горами сообщения о закрытии автосалонов или приостановлении деятельности дилеров. Хотя у нас это может происходить без лишнего шума.

       Исход этих «голодных игр» для отдельного автодилера во многом будет зависеть не только от условий поставок автомобилей, но и от степени развитости технического сервиса, трэйд-ин, продажи автокомпонентов, наличия привлекательных финансовых продуктов.
       Результат изнуряющей борьбы друг с другом разнокалиберных игроков авторынка во многом будет зависеть и от расположения к ним регулятора рынка. Важнейшей задачей автодилеров, БАА является укрепление к себе доверия со стороны власти. Это позволит начать не только слушать, но и слышать друг друга.
       От ситуации, когда власть критикует дилеров за монопольно высокие цены и требует «затянуть пояса», а дилеры не могут донести свои доводы в пользу защиты национального рынка до правительства, необходимо перейти к созидательному диалогу.
       Властям следует определиться, какое ведомство является регулятором автомобильного рынка. Сегодня – у семи нянек дитя без глаза. КГК, Минторг, Госстандарт, Минпром, Минфин, Минэкономики, МНС, Нацбанк… кажется, семь?
       Напрашивается некий «меморандум о взаимопонимании». Вы понимаете, что мы не жлобы и не вшивые блохи, мы понимаем, что на нас ложится определенная ответственность за развитие ситуации на автомобильном рынке и наполнение бюджета.
       Властям следует выбросить на свалку  надуманный лозунг о «социальности» покупки автомобиля электоратом и способствовать развитию цивилизованных продаж и сервиса в стране, а автодилерам не злоупотреблять своим положением на рынке и вовлекать в свои сервисно-сбытовые сети вчерашних «перекупов» и мелкий автосервис.
       Спектр жизненно важных вопросов, которые необходимо решить с пользой для бизнеса, бюджета и общества слишком велик, чтобы не начинать им заниматься еще вчера. От мер по ограничению ввоза «бэу» автомобилей старше 2007 года выпуска и оптимизации ставок утилизационного сбора, до особого порядка уплаты ввозного НДС импортерами и специального налогового режима при исчислении подоходного налога в отдельных сферах деятельности с высоким уровнем «теневой составляющей».
       Автомобильный январь многих отрезвил. Рухнувший раз в пять ввоз «легковушек» оставит бюджет без сладкого. Реакция будет обычной: что-нибудь забрать, что-нибудь не отдать, что-нибудь затянуть.

       Хотел бы ошибиться…Ведь голодные игры на автомобильном рынке Беларуси только начинаются… Может к осени полегчает. Ведь что у нас там по осени считают? Ах, да, опять цыплят…

среда, 21 января 2015 г.

Просьба в импортера не стрелять. От этого валюты больше не станет



       Земля слухами полнится. Журналисты пописывают, читатели почитывают, а правительство опять подумывает: «а не продлить ли нам на веки вечные норму п.1.5 Указа № 361?».
       А действительно, почему бы не продлить? И валюты меньше вывезут, и бюджет поддержим, да и импортозамещение обеспечим?
       Так ведь ни того, ни другого, ни третьего… Лозунг «дави импортера» очень удобен для минимизации издержек чиновничьего труда, но совершенно никуда не годится для открытой экономики. Хотим поставить забор из запретов и протекционистских мер? ОК, тогда что нам делать на общем рынке ЕАЭС?
       Ведь как-то смешно получается: после введения в действие Указа № 361 импорт новых легковых автомобилей в страну во втором полугодии вырос в 2 (!) раза относительно соответствующего периода предыдущего 2013 года. А вот ввоз этих автомобилей национальными импортерами действительно снизился на 7%.
       Предварительные оценки последствий такого регулирования для платежного баланса и бюджета я уже приводил ранее.
       Что же касается импортозамещения в автомобильной промышленности как нашей страны, так и других участников Евразийского экономического союза, то это тема для отдельного критического анализа. Уровень заявляемой большинством автопроизводителей локализации является чистой воды фикцией, самообманом. При корректном и правильном подсчете импортной составляющей в каждом из компонентов автомобиля мы увидим совершенно иные показатели. Импортная гайка, которая ввозится одной организацией и приобретает статус товара Таможенного союза,  после поставки на сборочный конвейер другой организации в составе шпульки от этого национальной не становится. Ну разве что «по бумагам».
       Осталось лишь посчитать разницу между тем, что отдает в бюджет «замещаемый» легковой автомобиль  и его «импортозамещающий производитель».  Несложно догадаться, что вклад импортера существенно выше. Говорят, пока…
       Не с импортерами, господа, надо бороться! А с безудержным желанием жить не по средствам. С ненасытной накачкой экономики ничем не обеспеченной денежной массой. С избыточным финансированием государственных инвестиционных программ, льготным кредитованием жилья и не только, с выплатой не заработанной заработной платы.
       Ничем не обеспеченные деньги мечутся между обменником и магазином, не патриотично предпочитая импортное. А в отсутствие приемлемого предложения от собственных импортеров несутся стремглав через восточную границу.
       Импортозамещение предполагает замещение производства, но с чего вдруг сферу обращения товара надо отдать соседям? По-моему, «случайное» совпадение выхода Указа № 361 с резким сокращением темпов роста розничной торговли (110,9% за полугодие, 106,6% за весь год) в нашей стране должно наводить на раздумья о судьбах ВВП-2015  и всего остального, что с ним связано.
       И прежде, чем продлевать «на новый срок» крайне болезненную для наших импортеров меру с «заморозкой» в бюджете на 90 дней ввозного НДС, следует десять раз просчитать последствия для каждого сегмента товарного рынка. Возможно, за батоном вы в Смоленск не побежите, а вот за автомобилем, бытовой техникой, мебелью и т.п. запросто. Тем более, что инфляция цен на эти товары в России еще долго будет отставать от глубины девальвации российского рубля.
       Сбережения белорусов на сегодняшний день позволяют приобрести не менее 500 000 новых легковых автомобилей. И нам не безразлично, в какой торговой сети они это сделают.
       Жаль, что кому надо не приходит в голову мысль:  вместо борьбы со своими импортерами лучше создать условия, при которых покупатели соседней страны к нам поеду. И я не имею ввиду очередную «корректировку курса»…